Маркетинг персонала

Маркетинг персонала — вид управленческой деятельности, направленной на определение и покрытие потребности в персонале.

В последнее время в работе с персоналом стал преобладать предпринимательско-рыночный
подход, при котором труд, его условия и рабочие места рассматриваются как продукты маркетинга.

Западноевропейские компании используют методы маркетинга в управлении персоналом с 70-х годов. В существующих в зарубежных организациях подходах к определению состава и
содержания задач маркетинга персонала следует выделить два основных принципа.

Первый предполагает рассмотрение задач персонал-маркетинга в широком смысле. Под маркетингом персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами.

Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных  условий труда, содействующих повышению его эффективности, развитию в каждом сотруднике  партнерского и
лояльного отношения к фирме.

Фактически — это «продажа» фирмы своим собственным сотрудникам.Принцип маркетинга персонала в его широком толковании опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами.

Второй принцип предполагает толкование персонал-маркетинга в более узком смысле — как
особую функцию службы управления персоналом. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах.

Главное отличие между вышеназванными принципами выделения задач персонал-маркетинга
заключается в следующем. Широкое толкование маркетинга персонала подразумевает его отнесение к одному из элементов кадровой политики организации, реализуемому через
решение комплекса задач службы управления персоналом (Разработка целевой системы, планирование  потребности, деловая оценка, управление карьерой, мотивацией и т.п.).

В узком смысле маркетинг  персонала предполагает выделение определенной специфической деятельности службы управления персоналом, причем эта деятельность относительно обособлена от других направлений работы кадровой  службы.

Следует отметить, что оба рассмотренных принципа не противоречат определению маркетинга
персонала, данному в начале раздела.

Ниже представлены положения, характеризующие маркетинг персонала как специфическую,
относительно обособленную функцию службы управления персоналом организации.

Задача маркетинга персонала (или «персонал-маркетинга») — владеть ситуацией на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале и реализации тем самым целей
организации.

Маркетинговая деятельность в области персонала представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов по формированию и реализации плана  персонал-маркетинга. Общая методология маркетинга персонала базируется на основных положениях теории
«производственного» маркетинга.

Исходную информацию для определения направлений маркетинговой деятельности, формирования плана персонал-маркетинга и мероприятий по его реализации дает
анализ внешних и внутренних факторов. Такой анализ — отправная точка маркетинговой деятельности.

Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой  потребности.

Перечисленные выше факторы по отношению к организации являются внешними, т.е. в значительной степени не зависящими от ее действий. Их нужно рассматривать как внешнюю среду организации в области персонал-маркетинга. Учет этой среды позволяет
избежать крупных ошибок при отработке направлений маркетинговой деятельности.

Полный и точный учет всех вышеперечисленных факторов определяет уровень и особенности
реализации основных направлений маркетинговой деятельности в области персонала. Персонал-
маркетинг — это комплекс мероприятий по отбору специфического «то-ара» — кадров, способных обеспечить достижение целей и задач организации.

Основные направления персонал-маркетинга можно определить по аналогии с общим («производственным») маркетингом.

Такими направлениями персонал-маркетинга являются:

разработка требований к персоналу;

определение потребности в персонале;

расчет плановых затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала;

выбор путей покрытия потребности в персонале.

Разработка требований к персоналу производится на основе штатного расписания, текущего и
перспективного анализа требований к должностям и рабочим местам. Разработка требований к
персоналу заключается в формировании качественных характеристик персонала: способностей,
мотиваций и свойств.

Ожидаемые затраты на приобретение и использование персонала складываются из таких
составляющих, как внешние и внутренние затраты, которые могут быть единовременными или
текущими.

К внешним единовременным затратам относятся: оплата договорных отношений с учебными заведениями, коммерческими структурами по подбору и подготовке персонала,
центрами подготовки при органах регулирования занятости (биржах труда) и т.п.

К внешним текущим затратамотносятся:

затраты на исследовательские и оперативные работы в области  персонал-маркетинга (сбор и анализ информации, затраты на рекламу, представительские расходы, командировки  сотрудников маркетинговых служб и т.п.).

К внутренним единовременным затратам  относятся: капитальные инвестиции по оборудованию новых рабочих мест и переоснащению  существующих, вложение средств в дополнительное строительство и оснащение объектов социальной инфраструктуры, учебных подразделений и т.п.

Внутренние текущие затраты складываются из расходов по оплате труда новых
сотрудников ил и работников с новой квалификацией, в том числе различных социальных выплат и т.п.

Выбор путей покрытия потребности в персонале зависит от влияния двух других направлений
маркетинговой деятельности— разработки профессиональных требований к персоналу и определения величины затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала.

Сущность маркетинговой работы по выбору путей покрытия потребности в персонале сводится к следующим основным этапам:

(1) установление источников покрытия потребности;

(2) определение путей привлечения персонала;

(3) анализ источников и путей с точки зрения их соответствия требованиям качественных и количественных параметров потенциальных сотрудников,  а также затрат, связанных с использованием того или иного источника и пути привлечения  персонала;

(4) выбор альтернативных или комбинированных вариантов источников и путей.

В качестве источников покрытия потребности в персонале можно выделить следующие:

учебные заведения различных ступеней и уровней подготовки;

коммерческие учебные центры;

посреднические фирмы по подбору персонала;

Центры обеспечения занятости (биржи труда);

различные профессиональные ассоциации и объединения;

родственные организации;

свободный рынок труда;

собственные внутренние источники.

К внутренним источникам покрытия потребности в персонале относятся: высвобождение,
переподготовка и перемещение персонала с участков работы, имеющих резервы кадров, или в связи с изменениями номенклатуры и объемов производства, механизацией и автоматизацией
технологических процессов, снятием продукции с производства.

Работе по перемещению кадров должен предшествовать анализ рациональности организации
труда, расстановки персонала, использования рабочего времени сотрудников.

Перемещения работников внутри организации позволяют в ряде случаев предупредить их уход,
связанный с неудовлетворенностью работой.

При определении путей покрытия дополнительной потребности в персонале обычно выделяют
по степени участия организации в процессе приобретения сотрудников две разновидности таких путей: активные и пассивные.

Перечислим активные пути покрытия потребности в персонале:

организация набирает персонал непосредственно в учебных заведениях посредством заключения
двусторонних соглашений как с данным учебным заведением, так и участником обучения;

организация представляет заявки по вакансиям в местные или межрегиональные центры
занятости (биржи труда);

организация использует услуги консультантов по персоналу (они могут также выполнять
посреднические функции по подбору кандидатов) и услуги специализированных посреднических фирм по найму персонала (коммерческих бирж труда);

организация вербует новый персонал через своих сотрудников.

Это происходит главным образом в двух направлениях: вербовка кандидатов из семейного круга сотрудников и вербовка кандидатов в других организациях.

Назовем пассивные пути покрытия потребности в персонале:

организация сообщает о своих вакантных местах через рекламные объявления в средствах
массовой информации и специальных изданиях;

организация ожидает претендентов после вывешивания объявлений местного характера.

Перечисленные варианты путей привлечения персонала связаны с внешними источниками покрытия потребности в кадрах. Собственная организация может рассматриваться в качестве
внутреннего источника.

Путями покрытия потребности в персонале в данном случае являются:

перемещение сотрудников из одного подразделения в другое, причем оно может происходить
либо с соответствующим переобучением, либо без него;

перемещение сотрудников на более высокий иерархический уровень организации (как правило, с получением дополнительного образования или квалификации);

формирование новой функциональной роли сотрудника в рамках прежнего рабочего места при
соответствующем дополнительном обучении.

Для изучения всех необходимых факторов, влияющих на формирование направлений маркетинговой деятельности, специалисту необходима информация, от качества и
полноты которой зависит результативность анализа ситуации на рынке труда. Источниками
информации для персонал-маркетинга могут являться:

учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях;

учебные программы дополнительного обучения в коммерческих Учебных центрах и для курсов
переобучения при биржах труда;

аналитические материалы, публикуемые государственными органами по труду и занятости (такие материалы могут готовиться также по заявкам организаций);

информационные сообщения служб занятости (бирж труда);

сеть научно-технических библиотек, в которых также могут готовиться тематические аналитические обзоры;

технические выставки, конференции, семинары;

экономические публикации в газетах;

рекламные материалы других организаций, в особенности организаций-конкурентов;

презентации фирм в учебных заведениях, проведение учебными заведениями так называемых «дней открытых дверей» и т.п.

Таким образом, главными задачами персонал-маркетинга являются: исследование рынка для
установления текущих и перспективных потребностей организации в количестве и качестве персонала;

изучение развития производства для современной подготовки новых рабочих мест и  требований к сотрудникам;

поиск и приобретение персонала, характеристики которого соответствуют требованиям,
предъявляемым организацией.

Персонал-маркетинг создает базу для проведения окончательного отбора кадров.

Следует отметить наличие различных подходов к решению проблемы удовлетворения потребности в персонале на предприятиях Японии, Западной Европы и США.

В Японии наем персонала осуществляют, как правило, на низшие должности. Это связано с
доминирующей на многих японских предприятиях политикой «пожизненного найма», а также с
некоторыми особенностями японской системы образования, при которой будущий сотрудник какой-либо фирмы готовится как специалист «широкого профиля», обладающий в большей степени общефилософской, общемировоззренческой, а не узкоспециализированной подготовкой.

Считается, что овладение конкретными навыками труда в какой-либо области — это прерогатива
конкретной японской фирмы, а не учебного заведения. Отсюда покрытие потребности в персонале низших  должностей на японских предприятиях осуществляется за счет внешних источников, а потребности  в персонале более высоких должностей — за счет внутренних источников.

Западноевропейские (в частности, германские) предприятия во многих случаях отдают предпочтение внутренним источникам покрытия потребности в персонале, хотя
формально условия конкурса а замещение вакантной должности равнозначны как для внешних
претендентов, так и для собственных сотрудников предприятия.

Американские фирмы не делают различия по  значимости внутренних и внешних источников покрытия потребности в персонале,  предоставляя равные возможности при отборе на вакантную должность как своим сотрудникам, так и  внешним претендентам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)