Методы обучения в технологии развивающего обучения Эльконина и Давыдова

В рамках развивающего обучения осуществляется учебная поисковая квазиисследовательская деятельность. Ребенку необходимо проделать работу ученого-исследователя, а учителю – помочь ему в этом. В этом случае метод демонстрации неприемлем, т.к. научить исследовать можно только в процессе исследования.

Организовать поисковую деятельность детей – основная и наиболее сложная задача учителя. Она решается с помощью определенных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, моделирования, коллективных и групповых методов, новых методов оценивания результатов и др.

Проблемное изложение (проблематизация) знаний. Учитель по возможности не сообщает детям выводы науки, а ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Авторы данной системы считают, что это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических задач.

Материал курса дается в форме конкретных заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с учителем. Задания содержат элементы рисования, конструирования, практических действий и игр.

К окончанию начальной школы учащиеся должны научиться:

  • строить простейшие объяснительные гипотезы и модели;
  • фиксировать процесс в виде символической записи (схемы, модели);
  • предложить хотя бы два его возможных объяснения;
  • содержательно критиковать объяснение, предложенное другим учеником.

Дети должны для проверки гипотезы придумать план эксперимента и провести эксперимент в группе. Объяснить полученные результаты с точки зрения подтверждения или опровержения гипотезы.

Метод учебных задач. Учебная задача понимается как задача на нахождение общего способа решения целого класса задач. В курсе естествознания основной задачей является открытие природных закономерностей.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию – это столкновение с чем-то новым, неизвестным, требующим отыскания общего способа действий.

Построение учебных задач на уроке возможно на любом естественнонаучном материале

Программа предполагает, что творчески работающий учитель может сам подобрать материал при постановке частных учебных задач.

В начальном курсе естествознания на первом этапе работы дети имеют дело с эмпирическим материалом, позволяющим развить их сенсорный опыт. На последующих этапах с помощью постановки и решения учебных задач у детей должна сложиться целостная картина мира.

Учебная задача решается путем выполнения определенных действий:

  • самостоятельная постановка или принятие от учителя учебной задачи;
  • преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
  • моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенных формах;
  • преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
  • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  • контроль за выполнением предыдущих действий;
  • оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Моделирование предполагает построение моделей в предметной, графической или знаковой форме и действие с ними.

Учебной моделью авторы называют такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ.

Это отношение должно быть найдено и выделено в процессе преобразования учебной задачи.

Таким образом, учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа и сама может являться средством мыслительной деятельности человека.

Всеобщее отношение объекта может заслоняться многими частными признаками, что затрудняет его рассмотрение. В учебной модели оно выступает в «чистом виде», поэтому для учащихся процесс работы с моделью помогает изучать свойства содержательной абстракции, т.е. некоторого всеобщего отношения.

Несомненно, исследовательский подход можно и нужно использовать в начальной школе, но любая исследовательская деятельность должна начинаться с накопления фактического материала, что невозможно без передачи готовых научных знаний.

Историей развития методики доказано, что формирование у детей стройной системы естественнонаучных понятий и развитие учебных умений возможно только при использовании на уроке разнообразных методов учебной работы. При этом нельзя исключить и репродуктивную (воспроизводящую) деятельность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)