Методы экспертных оценок

При разработке экономических прогнозов довольно часто используются методы экспертных оценок. Их сущность состоит в том, что прогнозные оценки определяются на основе заключений экспертов, которым поручается обосновать свою точку зрения о состоянии и развитии того или иного рынка или проблемы.

Результаты данных, полученных от экспертов, обрабатываются и анализируются по специальной методике (существует стандартная программа для ЭВМ). Итоги предоставляются лицу, принимающему решения. Основные этапы организации проведения экспертного прогнозирования представлены на рис. 4.10.

Особенность экспертных методов заключается в возможности прогнозировать качественные характеристики рынка, например, как подействует на рынок изменение социально-политического положения или как влияет экология на производство и потребление тех или иных товаров.

Достоинством экспертных методов является относительная простота и применимость для прогнозирования практически любых ситуаций, в том числе в условиях недостаточной информации.

Недостатки экспертных методов: субъективность мнений экспертов, ограниченность их суждений.

Перечислим основные экспертные методы, применяемые при прогнозировании в системах маркетинга.

1. Индивидуальный экспертный анализ, который производится экспертом на основе его опыта, знаний и интуиции. В ходе анализа эксперт может использовать как формальные, так и неформальные методы маркетингового анализа.

2. Метод «коллективного блокнота» реализуется группой аналитиков. Каждый аналитик получает блокнот, в котором записана сущность проблемы. В течение определенного времени (неделя, месяц — в зависимости от сложности проблемы и наличия резерва времени) каждый участник заносит в свой блокнот все мысли, идеи, замечания, возникшие в связи с этой проблемой. По окончании периода генерации идей участники сдают блокноты руководителю группы для систематизации накопленного материала. Затем следует творческое обсуждение материала всей группой, оценка и отбор наиболее верных трактовок анализируемой ситуации.

3. Метод аналогий. В ходе анализа эксперты обращаются к изучению похожих ситуаций, возникавших ранее, и проводят аналогии (насколько это возможно). При использовании данного метода важно учитывать те факторы, которые вносят в ситуацию новизну.

4. Метод «Дельфи», или дельфийский метод — один из самых распространенных методов экспертной оценки будущего. Он назван так по древнегреческому городу Дельфы, известному своими предсказателями. Специфика данного метода заключается в том, что результаты исследования обобщаются с помощью индивидуального письменного опроса экспертов в несколько туров по специально разработанной процедуре исследования.

5. «Мозговая атака», или «мозговой штурм», реализуется группой аналитиков в два этапа. Первый этап называется «конференция идей» и занимает обычно 1,5-2 часа. Специалисты выдвигают различные идеи, касающиеся трактовки анализируемой ситуации. Идеи протоколируют, но не обсуждают, не критикуют. После перерыва, на втором этапе, идеи обсуждают, оценивают и выбирают из них те, которые признают наиболее верными.

6. Метод синектики, предложенный в 1960 году У. Гордоном, использует элементы
«мозгового штурма» и метода аналогий. Его суть заключается в том, что участники предпринимают попытку преодолеть психологическую инерцию и отойти от сложившихся стереотипов. Иными словами, участники данного метода пытаются посмотреть на проблему с новой точки зрения, увидеть необычное в привычном и, наоборот, найти знакомое в незнакомом.

7. Морфологический анализ реализуется в два этапа. На первом этапе выявляется структура объекта анализа и разрабатывается «морфологическая матрица», отражающая эту структуру. На втором этапе путем последовательного перебора аналитик исследует все возможные сочетания параметров.

8. Метод теории игр позволяет определить порядок действий (стратегию), минимизирующий возможные потери или максимизирующий «выигрыш» в условиях неопределенности поведения одного или нескольких участников (рыночных субъектов или среды).

9. Метод сценариев хорош для организации взаимодействия количественного и качественного подходов и для интеграции рассмотренных выше методов прогнозирования. Сценарий можно определить как представление ключевых причинных факторов, которые должны быть приняты во внимание, и раскрытие способов, которыми эти факторы могут повлиять на спрос.

Моделирование

Моделирование — это процесс разработки и использования моделей. Метод моделирования основан на принципе аналогии: модель является аналогом оригинала в определенных чертах, существенных для решения поставленной задачи.

Модель «затраты-выпуск»

Модель «затраты-выпуск» — название межотраслевого метода исследования производства и распределения продукции, введенное ученым В. Леонтьевым. В литературе вместо этого термина часто используют другой — «межотраслевой баланс».

Межотраслевой баланс — каркасная модель экономики, в которой показаны многообразные натуральные и стоимостные связи в народном хозяйстве. Эта модель может строиться в табличной (матричной) форме, а может быть компактно, с помощью приемов матричной алгебры, записана в виде системы уравнений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)