Методология исследования педагогики сознания

Исследование педагогики сознания как теоретической области изучения духовного воспитания и ее практического применения необходимо рассмотреть в комплексе общеметодологических и общенаучных подходов: системного, онтологического, эзотерического, аксиологического, культурологического, средового, личностно-деятельностного, составивших теоретико-методологическую основу исследования.

Сущность системного подхода, представленного в идеях С.И. Архангельского, В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, В.Н. Садовского, Ю.П. Сокольникова, Э.М. Сороко, А.И. Субетто, А.И. Уемова, Г.П. Щедровицкого заключается в исследовании системной сущности, системных параметров и свойств некого целостного объекта. Такой подход создает возможности для понимания разнообразных аспектов интерактивных взаимосвязей процесса духовно-ценностного воспитания и его субъектов.

Духовное воспитание, предполагающее наличие компонентов, находящихся во взаимосвязях, и условиях, обеспечивающие его развитие, определяется понятием «система» через использование методологии теории систем.

Системный подход к воспитанию нацеливает на представление о нем как о «множестве элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют на основе этого определенную целостность и единство».

Системный подход – метод, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования.

Системный подход к изучению конкретного объекта как базовой системы или подсистемы предполагает, с одной стороны, вычленение исчерпывающего класса подсистем базовой системы и, наоборот, включение объекта в качестве подсистемы в исчерпывающий класс подсистем некоторой базовой системы. Причем делается это на основе принципов системного анализа, которые рассматриваются по отношению к образованию как базовой системе.

Интересно
Онтологический подход в педагогике сознания рассматривает проблемы духовного воспитания с точки зрения логики бытия воспитанника и воспитателя. Личность, под влиянием духовных ценностей, вырабатывает самостоятельно жизненную позицию, которая становится ее субъектной позицией в системе отношений к миру, людям, самому себе в ситуациях развития и саморазвития.

Эзотерический подход в образовании. Эзотерический (в переводе с греческого еsоtеrikos – внутренний, тайный) подход в образовании возникает в сочинениях русских ученых-космистов религиозно-философского направления (Н.И. Бердяева, Е.П. Блаватская, В.И. Вернадского, Н.К. Рерих и Е.И. Рерих, В.С. Соловьев, H.А. Умов, Н.Ф. Фёдоров, П.А. Флоренский, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевского и др.), а также теологических трудах буддистов, Учении христианства, религиозно-философском учении Шри Ауробиндо, М. Альфасса, в метафизической философии М. Хайдеггера, атеистическом экзистенциализме Ж.-П. Сартра и многих других.

Сущность идей заключается в представлении об эволюции человечества как духовного движения в Мироздании, о необходимости развития духовного сознания, о взаимосвязи специфической совокупности энергий человека и космических энергий. Антропософское учение Р. Штайнера раскрывает идеи гуманного отношения к человеку, развития его духовной сферы, получившее свое практическое воплощение в вальдорфских школах.

Представители западной «гуманистической психологии» (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) вводят понятия: самооценка, саморазвитие, самоопределение, самоактуализация и др., позволяющие раскрыть истинный смысл Бытия человека. А. Маслоу провозгласил высшей целью образования – самоактуализацию, движению человека к реализации своих возможностей, способность к осознанному и ответственному выбору в разнообразных жизненных ситуациях, духовному самосовершенствованию.

Эти идеи повлияли на современную российскую педагогику, возникновению педагогики сознания, которая выступает против авторитаризма в образовании, к построению воспитания и обучения на принципах гуманизма и демократии, ориентации на духовное развитие ребенка, расширение его сознания в соответствии с космическим эволюционным движением.

Аксиологический подход связан с развитием теоретического и практико-ориентированного поиска ценностей и ценностных ориентаций личности в современном обществе. Его сущность заключается в утверждении приоритета духовных ценностей в воспитании.

Педагогический аспект данного подхода заключается в том, чтобы духовные ценности стали приоритетными при рассмотрении космических, общечеловеческих, отечественных и этнических ценностей в их культурном пространстве, в процессе осуществления воспитательной деятельности, направленной на процесс развития и саморазвития личности.

Применение личностного подхода в настоящем исследовании детерминировано тем, что субъектами духовно-ценностного воспитания являются личности педагога, ребенка и его родителей. Педагогика сознания определяет процессы культурного развития и духовного саморазвития личности ребенка, педагога, а также родителей, способы освоения духовных ценностей и культуры, возможности для каждого ребенка найти пути освоения культуры в соответствии со своими индивидуальными основаниями, предпочтениями и представлениями.

Учитель, являясь субъектом педагогической деятельности, реализует профессиональные функции с использованием своих индивидуально-психологических особенностей, индивидуальных личностных качеств на основе духовных ценностей. Эти характерные для педагога индивидуально-психологические особенности, качества, свойства личности являются важным фактором влияния на развитие личности ребенка, а также особенностей протекания культурных процессов в семье, образовательном учреждении, социуме. Личностный подход диктует обязательный учет в определении духовного воспитания индивидуального характера субъектов этого педагогического явления.

Учитель реализует профессиональные функции с использованием своих индивидуально-психологических особенностей, индивидуальных личностных качеств. Ребенок и его родители проявляют свойственные только им качества личности и способы поведения.

Важное значение в педагогике сознания играет деятельностный подход, разработанный А.Н. Леонтьевым, потому что только в процессе деятельности возникает и развивается личность. Деятельностный подход к исследованию особенностей педагогики сознания означает, что формирование, проявление и развитие осуществляется только в процессе деятельности основных ее участников.

Он дает возможность:

  • опираясь на психологические теории деятельности (О.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), педагогической деятельности (И.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, А.К. Маркова и др.) выявить внутреннюю ее структуру применительно к ученикам и их родителям, учителям; целям, задачам, условиям, средствам их реализации и результатам;
  • на основе исследования особенностей педагогики сознания, качественных ее образцов, определить критерии качества ее развития.

Деятельностный подход в педагогике сознания означает, что развитие сознания развивается только в процессе деятельности основных ее участников. Она выражает ценностные отношения и соответствующие им интерактивные связи конкретной образовательной системы.

Духовное воспитание – есть сфера развития тех сторон жизни детей и взрослых, которая помогает им в процессе взаимодействия раскрыть потенциальные возможности человека, направленные на становление его индивидуальности в условиях, определенных педагогическими идеями и концепциями, формами и методами работы, имеющая как духовно-ценностную значимость, так и их социальную и природно-генетическую обусловленность.

В данном исследовании используется культурологический подход (Е.В. Бондаревская, И.Е. Видт, Н.Б. Крылова и др.), который позволяет рассматривать педагогику сознания в контексте культурных идей, духовных ценностей и механизмов нелинейного саморазвития, а также отношений, образа жизни, выступающих условием для социокультурного развития личности, выявления и роста индивидуальных особенностей.

Духовно-ценностное воспитание является комплексным многоуровневым явлением, включающим весь спектр направлений, особенности взаимодействия субкультурных полей педагогов, школьников и их родителей, уровень их общей культуры (культурный творческий потенциал) и механизмы ее освоения.

Культурологический подход в образовании раскрывает механизм вхождения ребенка в культуру, освоения ее элементов, присвоения тех или иных ценностей и идей в соответствии с уже заданными культурными предпочтениями личности. Педагогика сознания помогает объяснить процессы освоения культурных идей и духовных ценностей, отношений в соответствии с субкультурными особенностями субъектов образовательной системы.

Интересно
Средовый подход разрабатывался Ю.С. Мануйловым, Л.И. Новиковой, В.Д. Семеновым и другими. Средовой подход в педагогике сознания включает теорию и технологию осуществляемого через среду управления процессами формирования и развития личности ребенка.

В основе лежат идеи структурно-функционального анализа, синергетики, культурологии образования и положения философской лингвистики, феноменологии, теории коэволюции современной натурфилософии, теории духовно-нравственного воспитания.

Процессуально средовой подход представляет собой систему действий субъекта управления со средой, обеспечивающих диагностику, проектирование и реализацию воспитательного результата.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)