Методологический аспект индивидуального консультирования

Процесс консультирования может осуществляться в рамках совершенно различных психологических подходов, среди которых следует назвать:

  • психодинамический, реализующий психоаналитическую традицию, или осуществляемый в контексте неофрейдистской парадигмы и разработанного Э. Берном транзактного анализа;
  • гуманистический, реализуемый, в частности, при клиент-центрированном подходе, разработанном К. Роджерсом, гештальт-подходе, предложенном Ф. Перлзом, и в ряде других видов консультирования;
  • бихевиоральный (поведенческий подход), реализующий бихевиористскую парадигму;
  • когнитивный подход, в частности, реализуемый в эмоционально-рациональной терапии А. Эллиса.

Несмотря на разнообразие существующих методологических подходов к оказанию помощи, исследователями индивидуального психологического консультирования не установлена связь между методологической приверженностью консультанта и эффективностью его деятельности. Вместе с тем когда речь идет о консультировании в рамках психологического обеспечения управления человеческими ресурсами, предпочтение отдается подходам гуманистической психологии.

Это подразумевает признание значимости каждого человека, его личностной автономии и способности к контролю собственной жизни и саморазвитию. Вот каким образом это формулируется авторами пособия «Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом».

В ходе консультации желательно, чтобы работа психолога базировалась на следующих положениях гуманистической психологии:

  • антропологическом видении клиента как взгляде на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, в органическом единстве телесной и духовной жизни;
  • проявлении конгруэнтности психологом как способности положительно воспринимать все. то, что он переживает в данный момент, и соответствующим образом сообщать об этом клиенту;
  • безусловном принятии клиента, эмпатическом понимании его, включающем не только проникновение в мысли, но и в чувства человека, умении смотреть на проблему клиента с его позиций;
  • оставлении за клиентом свободы в принятии ответственности за свои поступки, за созданную систему личностных конструктов;
  •  работе с актуальными переживаниями клиента, переживаниями в данный момент и в данном месте;
  • смещении в процессе консультации локуса оценки ситуации с психолога на клиента.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)