Методологические основы формирования цифровой образовательной среды

Информатизация образования привела к широкому применению в образовании компьютерных и других инновационных информационных технологий, что актуализировало потребность в разработке и проектировании не только инновационной образовательной среды, как одного из обязательных условий реализации образовании на современном этапе, но и цифровой образовательной среды, в рамках которой может осуществляться онлайн-обучение.

Необходимость проектирования образовательной среды обосновывается теоретиками экологической психологии в работах таких ученых, как В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, Т. Г. Иволшина, В. И. Панов, В. А. Ясвин, И. А. Баева, Е. А. Климов и других. Т. В. Менг утверждает, что «образовательная среда включается в объект восприятия и является одним из исходных оснований для построения и исследования познавательных и психических процессов, а также основанием для разработки методов формирования и коррекции процессов развития личности».

По мнению Л. С. Выготского, среда и взаимодействия в среде выступают в роли источников развития личности и её специфически человеческих свойств.

Необходимость создания цифровой образовательной среды вызвана осознанием потребности создания условий, способствующих активному взаимодействию личности с современной окружающей действительностью, для которой характерен быстрый процесс информатизации.

Информатизация общества, как уже было указано ранее, стала причиной информатизации образования как одного из его социальных сфер. Роль инновационной образовательной среды в условиях информатизации общества и модернизации образования состоит в обеспечении достижения целей личности, общества и государства.

Информатизация образования основывается на применении инновационных информационных технологий. Сегодня происходит переосмысление роли компьютерных технологий, их роли в системе образования ввиду стремительного развития возможностей сети Интернет.

Понятие «компьютерные технологии» вытесняются понятиями «электронные технологии», «цифровые технологии», поэтому целесообразно говорить о развитии цифровых сред, в том числе и в системе образования.

Цифровая образовательная среда представляет собой открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач процесса образования.

Приказом Министерства просвещения от 2 декабря 2019 г. N 649 была утверждена в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» Целевая модель цифровой образовательной среды

В приложении к Приказу N 649 представлены ее определение, содержание, особенности внедрения, цели и задачи.

Задачей проекта «Цифровая образовательная среда» является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

В качестве главных ориентиров построения ЦОС приводятся следующие цифры:

  • к 2024 году целевая модель цифровой образовательной среды должна быть внедрена по всей стране;
  • современные цифровые технологии должны быть внедрены в образовательные программы 25% общеобразовательных организаций 75 субъектов Российской Федерации для 500 тысяч детей;
  • 100% образовательных организаций в городах должны быть обеспечены Интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности – 50 Мб/с;
  • должна быть создана сеть центров цифрового образования, охватывающая в год не менее 136 тысяч детей.

В Письме Министерства просвещения РФ от 16 апреля 2019 г. N МР-507/02 «О перечне оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях» указан примерный перечень оборудования:

  • МФУ (принтер, сканер, копир) – 1;
  • ноутбук для управленческого персонала – 6;
  • ноутбук учителя – 1;
  • интерактивный комплекс – 1;
  • ноутбук мобильного класса – 15;
  • вычислительный блок интерактивного комплекса – 1.

Разработка целевой модели цифровой образовательной среды включает целевые модели: системы управления обучением, построения индивидуальных учебных планов, базового профиля цифровых компетенций обучающегося, объективного оценивания обучающихся и сервисов, контента для педагогов и родителей.

Разработка федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС направлена на решении следующих задач:

  • совершенствование управления образовательными организациями и сферой образования;
  • создание условий для активного применения цифровых сервисов образовательного контента всеми участниками образовательного процесса;
  • формирование сообщества «горизонтального обучения» среди обучающихся и педагогов, разработка системы фиксации «цифрового следа» и выстраивания индивидуальной траектории обучения;
  • создание онлайн-платформы открытого педагогического образования;
  • автоматизация решений формирования отчетности.

Условием реализации задач является, несомненно, медиаинформационная грамотность педагога, под которой понимается «совокупность установок, знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку определять, когда и какая информация требуется, где и как ее можно получить, как следует ее оценивать, систематизировать и использовать в соответствии с правовыми и этическими нормами».

Медиаинформационная грамотность предполагает умение работать с любыми источниками информации (устными, письменными, цифровыми), любыми типами информационных ресурсов.

Приводим адреса некоторых электронных платформ педагогического образования:

  1. Национальная электронная платформа педагогического образования https://neppo.ru/
  2. Единое окно доступа к информационным ресурсам http://window.edu.ru/
  3. Платформа LECTA, предоставляющая широкий спектр информационных ресурсов: школьные учебники и пособия, доступы к электронным ресурсам; курсы и вебинары; методические материалы; атласы по географии и истории; материалы для подготовки к Всероссийским проверочным работам; тренажеры.

Важно указать на правовой аспект использования материалов из интернета. Любое опубликованное издание защищено законом (даже те, что не напечатаны на бумаге). Неверно считать, что ресурсы, размещенные в сети Интернет, могут автоматически использоваться в учебных курсах только потому, что это делается для образовательных целей. Нарушение авторских прав влечет одинаковые последствия независимо от того, произошло это в области образования или коммерции.

В статье 1274 ГК «Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях» указано: «Допускается без согласия автора … и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

  • цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объёме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
  • использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объёме, оправданном поставленной целью».

Целевая модель цифровой образовательной среды (далее ЦОС) разработана в целях развития и регулирования цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Целевая модель ЦОС регулирует отношения участников ЦОС, связанные с созданием и развитием условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

ЦОС включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий и соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Внедрение Целевой модели ЦОС осуществляется в рамках проведения эксперимента по внедрению федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС (далее ‒ платформа ЦОС) на основании порядка и условий проведения эксперимента, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Платформу ЦОС образуют информационные системы и ресурсы в сфере образования (ИСиР).

Цифровые образовательные ресурсы должны обеспечивать по возможности каждому обучающемуся возможность самостоятельного выбора способов и приемов учебной деятельности, стратегии и методов образования, формы, вида организации и содержания учебного материала.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) доступна в режиме online по электронному адресу: www.sсhool-сolleсtion.edu.ru. Материал с помощью ЦОР может быть представлен в виде: презентаций, компьютерных игр, интерактивных программ, тестов, графических демонстрационных материалов; видео или тематических роликов.

Целью ЦОС является обеспечение предоставления равного доступа к (ИСиР) платформы ЦОС всем субъектам сферы образования, поставщикам цифрового образовательного контента и потребителям цифрового образовательного контента.

Равный доступ способствует повышению качества знаний, совершенствованию умений, навыков, компетенций и квалификации, обмену опытом и практиками, построению индивидуального учебного плана, осуществлению мониторинга освоения образовательных программ с использованием средств обучения и воспитания, представленных в электронном виде, в том числе электронных образовательных и информационных ресурсов, средств определения уровня знаний и оценки компетенций.

Достижение цели Целевой модели ЦОС, осуществляется посредством:

  • создания и развития ИСиР платформы ЦОС;
  • формирования информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктуры государственных и муниципальных общеобразовательных организаций;
  • обеспечения образовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • развития технологий, направленных на повышение эффективности функционирования системы образования, включая деятельность образовательных организаций за счет автоматизации процессов;
  • развития технологий анализа массивов больших данных с возможностью представления отчетов в режиме реального времени участникам ЦОС;
  • создания возможностей для построения индивидуальных учебных планов обучающихся;
  • организации образовательного процесса с применением цифрового образовательного контента и ИСиР платформы ЦОС при реализации образовательных программ;
  • организации коммуникационной среды в формате проектной деятельности и формирования сообществ участников образовательного процесса в целях обмена профессиональным опытом, реализации практики наставничества.

Приказ Министерства просвещения регулирует создание, внедрение и эксплуатацию региональных ИСиР, направленных на повышение эффективности функционирования системы образования на основе ведения административно-управленческих функций, сопровождающих образовательный процесс:

  • ведение электронного документооборота;
  • планирования финансово-хозяйственной деятельности;
  • электронного дневника;
  • электронного журнала;
  • электронного расписания;
  • электронной библиотеки;
  • учета освоения дополнительных общеобразовательных программ;
  • учета достижений обучающихся по результатам их участия в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах;
  • коммуникационной среды участников образовательного процесса и системы быстрого обмена сообщениями;
  • электронной отчетности.

Приказ также определяет требования к разработке, загрузке, экспертизе и использованию цифрового образовательного контента. Отмечается, что цифровой образовательный контент должен соответствовать ФГОС для применения в образовательном и воспитательном процессе.

Основополагающими принципами построения цифровой образовательной среды является:

  • открытость, которая подразумевает наличие возможности для каждого потребителя образовательных услуг использовать информационные системы, входящие в содержание ЦОС, заменять их или добавлять новые компоненты;
  • принцип единства, сущность которого заключается в согласованном использовании цифровых технологий в единой образовательной и технологической логике, позволяющих решать определенные задачи в ЦОС;
  • принцип доступности, заключающийся в обеспечении неограниченной функциональности коммерческих и некоммерческих элементов ЦОС для конкретного обучающегося при помощи сети Интернет;
  • принцип конкурентности, заключающийся в обеспечении свободы полной или частичной замены цифровой образовательной среды конкурирующими технологиями;
  • принцип ответственности, заключающийся в обеспечении права, обязанности и возможности каждому субъекту образования решать задачи информатизации в рамках собственной ответственности, а также участвовать в согласовании задач относительно данных смежных информационных систем;
  • принцип достаточности, заключающийся в обеспечении соответствии состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям потребителя образовательных услуг;
  • принцип полезности, заключающийся в формировании новых возможностей и/или снижении трудозатрат пользователя благодаря введению ЦОС.

Технологическую сторону решения проблем информатизации и реализации обучения в рамках цифровой образовательной среды обеспечивают средства информационных технологий, необходимых для системы образования, которые включают:

  • технические средства (компьютеры, компьютерные комплексы, мультимедийные проекторы, сенсорные доски и т. п);
  • программные средства (программное обеспечение);
  • средства для подключения к Интернету и обеспечения возможности работы в сети (серверы, модемы, программы поиска в Интернете);
  • информационное наполнение (контент), разработанное для системы образования;
  • методическое обеспечение применения средств информационных технологий в образовании.

Средства информационных технологий обладают многоканальностью, расширяющимися интерактивными возможностями, наглядностью представления содержания образования, автоматизацией вычислений, построения графиков, планирования и документирования результатов обучения и исследований, возможностью организации игровых и индивидуальных форм обучения, доступностью цифровых образовательных ресурсов обучающемуся в любое время и в любом месте, где есть доступ к сети Интернет.

Реализация целей проекта цифровой образовательной среды требует применения инновационных педагогических технологий, основанных на использовании компьютерных средств, ресурсов Интернет, программного обеспечения.

В современных научных исследованиях выделяются три основных вида информационно-коммуникационных технологий:

  • собственно компьютерные технологии;
  • мультимедийные технологии;
  • телекоммуникационные технологии (сетевые технологии, Интернет-технологии).

Компьютерные технологии – это такие информационные технологии, которые основаны на работе с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами и базами данных.

Применение компьютерных технологий позволяет реализовывать проектную деятельность обучающихся, в ходе которой могут реализовываться различные направление воспитания:

  • экологическое воспитание;
  • воспитание толерантности обучающихся;
  • формирование компонентов общей культуры личности;
  • формирование основ правовой культуры;
  • формирование культуры здорового образа жизни и т.д.

Компьютерные технологии обладают высоким потенциалом в области эстетического воспитания.

Данную мысль подтверждает А. Л. Вилкова: «компьютер – незаменимый помощник учителя в реализации целей эстетического воспитания, направленного на развитие художественной культуры школьников как способности переживать нравственно-эстетическое содержание произведений изобразительного искусства».

Мультимедийные технологии представляют собой сочетание специальных аппаратных средств и программного обеспечения, что позволяет качественно воспринимать, обрабатывать и предоставлять разнообразную информацию.

По мнению Г. В. Князевой, «обеспечивая богатство содержания и формы, сочетание различных видов текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- информации и разнообразие способов их извлечения, эти технологии формируют мультимедийное восприятие мира».

Применение элементов мультимедийных технологий в образовательном процессе способствует тому, что учащийся запоминает сочетание символов, музыки, изображения, которые могут вызывать определенные эмоции, чувственные ассоциации.

Телекоммуникационные технологии – это технологии передачи и получения информации посредством локальных и глобальных компьютерных сетей

К данным технологиям относятся интернет-блоги, сервисы Web 2.0, социальные сети, телекоммуникационные проекты. Технологии сервиса Web 2.0, блоги, wiki, социальные сети предоставляют возможность обучающимся благодаря Интернет не только размещать различную информацию и общаться, но и создавать и работать в совместных Интернет проектах, развивать и пополнять сайты, порталы, образовательные сети личными информационными ресурсами.

Телекоммуникационные технологии формируют навыки и культуру межличностного общения, толерантность, умения вести диалог и отстаивать собственную точку зрения, получать, воспринимать и распространять значимую для коммуникаторов информацию. В приложении 6 представлена коллекция цифровых и электронных образовательных ресурсов, составленная А. К. Шагиевой.

Особую значимость приобретают телекоммуникационные проекты, которые Е. С. Полат определил как «…совместную познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность обучающихся-партнеров, организуемую с помощью применения средств компьютерной телекоммуникации, которая обладает общей проблемой, целью, методами, способами деятельности, направленными на достижение общего конечного результата деятельности».

В рамках образовательного процесса могут реализовываться телекоммуникационные проекты культурологического, искусствоведческого, историко-географического, этнографического, социального, а также духовно-нравственного, экологического, профориентационного, экономического и политико-правового содержания, оказывающие воздействие на формирование личности и ее ценностных ориентаций.

Интересно
Значительным плюсом цифровых технологий управления учебной деятельностью (LMS технологии) является то, что их использование способно высвободить до 30% времени, которое сегодня у педагога забирают бюрократические и рутинные процедуры (например, проверка тетрадей).

Учитель сможет больше времени отводить педагогическому творчеству. Кроме того, LMS-технологии позволят непрерывно мониторить успехи и трудности в освоении программы каждым учащимся и своевременно их корректировать. Отметим, что цифровые технологии практически не используются для облегчения выполнения педагогами и руководителями рутинных обязанностей (проверка работ, мониторинг и отчетность).

Современные мировые тенденции развития образования ставят на первое место не содержательную часть знаний, которая быстро устаревает и требует постоянного обновления, а технологию получения знаний.

Основное пространство взаимодействия с молодыми людьми перемещается в интернет. При этом необходимо учитывать, что интернет-пользователи преимущественно используют для выхода в глобальную сеть собственные мобильные устройства. Педагоги вынуждены искать свою аудиторию в разнообразных и многочисленных соцсетях, например, в «ВКонтакте», Facebook, Instagram, YouTube и т.п.

Современная цифровая образовательная среда должна развивать сеть технопарков и бизнес-инкубаторов, в которых детям будет обеспечен свободный доступ к компьютерам, 3D-принтерам, лабораториям. Это естественным образом будет способствовать интеграции обучающихся в научно-исследовательскую и технологическую среду.

Все обучающиеся вне зависимости от места проживания – с целью получения качественных знаний и формирования компетенций – должны иметь доступ к видеоматериалам (лекциям или урокам), подготовленным наиболее квалифицированными преподавателями и учителями. Эта задача может быть достигнута путем организации доступа к информационным ресурсам посредством сети Интернет. В этом случае непрерывное образование перестанет быть периферией и станет одной из опор всей сферы образования.

Выделяют следующие виды образования, осуществляемого в цифровой среде, которые отличаются по степени индивидуализации: индивидуальное, адаптивное и индивидуализированное

Индивидуальное – вид образования, который осуществляется в форме: один преподаватель или цифровые образовательные ресурсы – один обучающийся. Обучение с использованием цифровых образовательных ресурсов может быть организовано как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Адаптивное – вид образования, которое учитывает как индивидуальные, так и возрастные особенности обучающихся. Адаптация может базироваться на данных, собранных в процессе обучения с учетом информации, полученной по каждому субъекту, либо быть спроектирована заранее. Во втором случае, как правило, реализуется образовательная траектория по разветвленной программе, где указывается, какие вспомогательные воздействия выдаются в результате той или иной допущенной ошибки.

Индивидуализированное – вид образования, основанный на модели обучающегося, которая сформирована в результате предварительного психологического и предметного тестирования. Данный тип образования – наиболее перспективен, по сравнению с адаптивным и индивидуальным.

Отметим, что система образования в настоящий момент не может далее игнорировать современные тенденции цифровизации. При этом технологическое/техническое обеспечение образовательных организаций не позволяет создать полноценную цифровую образовательную среду и активно использовать возможности цифровых технологий для мотивации учеников (обучающие игры и разнообразные интерактивные учебные материалы), персонализации обучения как оказание содействия в выборе индивидуальной траектории обучения, помощи при возникновении учебных трудностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)