Направления социально-педагогической деятельности социального педагога

Основная цель социально-педагогической деятельности состоит в оптимизации механизмов социального функционирования индивида и социальной группы.

Данная цель достигается путем решения трех первостепенных задач:

  • повысить степень самостоятельности личности посредством формирования навыков более эффективного разрешения своих проблем;
  • создать условия для реализации человеком собственных сил и возможностей с целью повышения/корректировки собственной самооценки и нахождения новых интересов (смыслов) в жизни для лучшей адаптации его в имеющейся социальной микросреде;
  • решить вопросы адаптации или реадаптации личности в обществе.

Указанные задачи определяют основные направления социально-педагогической деятельности социального педагога.

Постановка социального диагноза (ребенку, подростку, малой группе)

Данное направление работы предполагает составление своеобразного социального паспорта личности / малой социальной группы, в котором отражаются:

  • социокультурная ситуация, из-за которой личность/группа попадает в сферу влияния социального педагога (это могут быть культурно-бытовые отношения в семье или морально-психологическая атмосфера учреждения, в котором личность / малая группа учится или работает, и ее влияние на личность/группу);
  • личные и социальные проблемы человека или малой социальной группы;
  • запросы, потребности личности/группы, обратившейся за помощью к социальному педагогу;
  • программа или совокупность мер, которые социальный педагог разрабатывает для помощи конкретному человеку или группе лиц с указанием специалистов соответствующих учреждений и организаций, которые могут быть привлечены к решению выявленных проблем заинтересованного лица / группы лиц.

Защита прав реализуется в виде следующих мер:

  • обнаружение и содействие личности, нуждающейся в защите, опеке или попечительстве (касается как одаренной личности, так и лица с ограниченными возможностями);
  • защита прав и интересов личности в различных инстанциях (педсовет в образовательном учреждении, совет по профилактике правонарушений и преступлений, комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. п.);
  • защита и персональная работа с ребенком/подростком, испытывающим насилие и агрессию со стороны взрослых.

Обеспечение поддержки семьи в воспитании ребенка, которое проявляется в:

  • раннем обнаружении неблагополучных семей и ведении банка данных о таких семьях;
  • просвещении родителей о вариантах оптимизации взаимоотношений в семье для восстановления взаимопонимания ее членов;
  • пропаганде здорового образа жизни в семье как способа благополучной социализации детей и подростков.

Консультирование (индивидуальное или групповое) может проводиться:

  • с родителями в целях привлечения к решению проблем их собственного ребенка;
  • в виде «круглых столов», семинаров, встреч совместно родителей и педагогов либо родителей, педагогов и детей, детей и иных заинтересованных лиц для определения сути проблем и поисков их решения;
  • в виде индивидуальных консультаций с лицом, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации; с целью оказания помощи в профессиональном/личностном самоопределении;
  • с педагогами, администрацией образовательного учреждения по разрешению социально-педагогических проблем.

Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация предполагает такие виды работы, как:

  • раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения личности;
  • обеспечение упреждающей и исправительной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета;
  • организация превентивно-профилактической работы с лицами, составляющими группу риска;
  • реализация программ по пропаганде здорового образа жизни;
  • повышение уровня правовой грамотности родителей и детей для профилактики отклоняющегося поведения;
  • организация реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и/или специальных учреждений и испытывающих затруднение в восстановлении разнообразных социальных связей и отношений.

Содействие созданию педагогически-ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка. Как правило, это направление связано с привлечением внимания администрации образовательных и иных учреждений к проблемам, нуждам тех лиц, которые требуют особого внимания в целях профилактики, коррекции их отклоняющегося поведения или реабилитации. В рамках образовательных учреждений — это участие в планировании и организации образовательного процесса и самой социально-педагогической деятельности.

Вовлечение детей и подростков в общественно ценную деятельность и поддержка данной активности в виде волонтерской, проектной деятельности или работы в общественных организациях и движениях, например, в виде:

  • заботы о больных, инвалидах и бедных;
  • благотворительных мероприятий для сверстников и пожилых людей;
  • благоустройства города, поселка, двора;
  • охраны природы и памятников;
  • проведения игр, творческих занятий, мастер-классов.

Перечисленные направления социально-педагогической деятельности имеют особенности реализации в исправительных учреждениях (далее — ИУ) уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)