Методика в структуре педагогической деятельности

Термин «методика» используется в педагогической, философско-социологической, психологической, инженерно-технической и других областях знаний. При этом ему придаются многообразные значения.

Под методикой понимают исследовательский инструмент, совокупность методов, приемов, средств деятельности, процедуру применения какого-либо метода, предписание для осуществления деятельности, описание процесса осуществления деятельности, представление о нормативном образе действий, самостоятельный раздел науки, учебный предмет. Однако значение этого термина можно свести к двум основным.

Методика — это:

  • нормативная упорядоченность действий в какой-либо конкретной деятельности, а также ее отражение в форме описания, предписания, представления (деятельностный или праксический аспект методики);
  • особый тип (особая область) знаний об осуществлении деятельности в той или иной сфере (гностический аспект методики).

Не будучи материальным объектом, методика  «появляется как результат логически организованного процесса мышления» (О.С.Анисимов) и существует в сознании людей как некий целостный образ результативной деятельности. Образ — это целостное представление о том, как, в какой последовательности, в каких формах, какими способами нужно действовать.

Он включает представления о том, как нужно действовать, чтобы добиться определенных результатов деятельности, и тем самым выполняет нормирующую функцию. Благодаря образу профессиональная деятельность регулируется, превращаясь в логически выстроенный процесс.

Если педагог осмысливает, обобщает и описывает опыт, раскрывая секреты своего успеха и показывая, каким образом ему удается достигать тех или иных результатов, у коллег появляется возможность познакомиться с его методикой. Например, можно изучать методику И.П.Волкова, И.П.Иванова, В.А.Караковско- го, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова, М. П. Ще- тинина и др.

Итак, методика представляется в виде описания определенного образа профессиональных действий, наиболее целесообразных способов достижения педагогических результатов, а также возможных подходов к конструированию и организации образовательного процесса в целом. Подобные описания составляют особую область профессионально-педагогических знаний.

Когда о каком-либо педагоге говорят, что у него  сложилась своя методика, например работы с коллективом или обучения предмету, имеют в виду, что, руководствуясь сложившимся в его сознании неким образом деятельности, он работает так, что его логически последовательно выстроенные действия приводят к каким-то видимым результатам.

При этом оказываются наблюдаемыми лишь те действия, которые проявляются непосредственно во взаимодействии с другими людьми. Остальные действия, входящие в единую логическую цепочку деятельности (предварительная и непосредственная подготовка к деятельности, принятие решений в процессе ее осуществления, анализ и коррекция деятельности в процессе и при завершении деятельности и т.д.), остаются невидимыми.

Методикой может быть признана далеко не любая, стихийно складывающаяся последовательность действий, а лишь та, которая приводит педагогическую деятельность к определенным, заранее обозначенным результатам. Во многих словарях методика определяется как «совокупность методов». Однако описание каких-либо множеств методов нельзя отождествлять с методикой.

Методику следует понимать как конкретную процедуру реализации определенного метода, а не как совокупность или систему методов. Представления о методике связаны с единичным методом. Методика в этом случае должна рассматриваться как следствие особого использования метод А. Сухомисимов), формой его конкретизации. Наиболее адекватно суть методики в ее праксическом значении (т.е. как образа действия) отражает понятие алгоритм.

Представляя собой алгоритм конструирования и организации деятельности, методика может быть рассмотрена как:

  • алгоритмическийпроцессосуществлениярезультативнойдеятель- ности в настоящем;
  • алгоритмическое предписание для осуществления результатив- ной деятельности в будущем;
  • алгоритмическое описание процесса уже осуществленной дея- тельности и способов получения результатов.

Во всех этих определениях присутствует понятие результативной деятельности или результатов. Методика должна обладать свойством результативности, т.е. приводить деятельность к определенным результатам. В этом состоит одна из ее ведущих праксеологических характеристик.

Вели педагог понимает методику (например, методику воспитания) как совокупность методов, то он и будет сосредоточивать свое внимание на поиске и выборе методов, из которых не всегда может сложиться целостный воспитательный процесс.

Если же он понимает методику как алгоритм конструирования и организации результативной воспитательной деятельности, то его внимание будет сосредоточено на выстраивании целесообразной последовательности действий (как своих собственных, так и воспитанников), на организации деятельности, приводящей к определенным» заранее осознанным результатам.

Уровни методика. Термин «методика» носит обобщенный характер. Это родовое понятие, отражающее сущность всех охватываемых им явлений. Например, понятие «методика воспитания» отражает сущность: общей методики организации воспитательного процесса, методики организации коллективной творческой деятельности, методики педагогического руководства организаторской деятельностью воспитанников (индивидуальной, групповой, коллективной), методики индивидуальной работы с воспитанниками, методики организации самоуправления и т.д.

Существуют различные масштабы, или уровни действия, методики. Среди них можно выделить общую, частную и конкретную методики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)