Нормирующая функция подходов в педагогической деятельности

Термином «подход» в методологии обозначается один из типов норм деятельности. В неявном виде он соотносится с понятиями «выбор» или «отграничение». Человек (субъект) выбирает тот или иной подход при осуществлении практической или теоретической деятельности, тем самым определяя круг используемых средств преобразования или аспектов рассмотрения ее предмета.

Подход в самом общем виде может пониматься как:

1) теоретическое и/или логическое основание рассмотрения, анализа, описания, проектирования, конструирования объекта (в виде теории, структуры, модели, тезиса, идеи, гипотезы);
2) совокупность способов и приемов осуществления деятельности, адекватных определенной идее или принципу;
3) признак или совокупность признаков качества осуществления деятельности, ее качественной характеристики.

В первом случае понятие «подход» соотносится, согласуется с понятиями «принцип», «позиция», «идея». Во втором — с понятиями «метод», «методика». В третьем — с понятиями «качество»,
«особенность». Множественность подходов, используемых в современной образовательной практике, требует от педагога точного понимания сути каждого из них. Это позволяет выбирать соответствующее технологическое обеспечение, вводить те или иные ориентиры, формы нормирования содержания и организации профессиональной деятельности.

Поскольку успешность профессиональной деятельности во многом зависит от ее осмысленности, то одним из специфических факторов нормирования педагогической деятельности является разработанность научных теорий, описывающих и объясняющих ее закономерности. История показывает, что появление новых оригинальных научных идей или инновационных подходов способно кардинально изменить внутри профессионального сообщества понимание целей, задач, способов организации деятельности.

Так, появление гуманно-личностной (Ш. А. Амонашвили), личностно ориентированной педагогики (Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская), педагогики успеха сместило понимание о нормах взаимодействия педагогов и учащихся в сторону их «очеловечивания».

Внедрение системы дистанционного обучения потребовало формирования особой компьютерной субкультуры общения и норм представления учебного материала. Таким образом, устанавливать диапазон или вводить ограничения в деятельность педагога можно на основе имеющихся теоретических знаний.

В качестве оснований для выбора подхода принимаются совокупность исходных принципов рассмотрения явления, аксиоматические положения, теории, структурные модели, служащие
методологическим критерием анализа или описании объекта (структура деятельности, построение системы и др.).

В некоторых случаях использование понятия «подход» связано с поиском специфических оснований для выбора способов и средств практической деятельности в виде признаков, элементов, качественных характеристик, которыми она должна обладать. Проиллюстрируем особенности использования в педагогике различных подходов.

Большую популярность в последнее десятилетие среди педагогов приобрел личностно ориентированный подход. Центральными понятиями здесь выступают «личность» и «специфика личностного Опыта». В рамках этого подхода моделируются педагогические условия становления опыта «быть личностью» (В.В.Сериков), осваиваются пути и способы актуализации и развития опыта личности, его функций в жизнедеятельности человека.

Деятельностный подход основан на положении о том, что деятельность является одним из основных факторов становления человека. Отсюда личность познается в деятельности, а всякое личностное качество развивается и формируется в деятельности, адекватной этому качеству по своей природе.

Методический подход служит основанием для организации педагогического процесса, в качестве которого могут выступать идея, принцип, метод, детерминирующие выбор содержания и способов организации профессиональной деятельности. Реализуемый методический подход предстает как система педагогической деятельности, формируемая с определенных позиций, избираемых субъектом (педагогом).

Технологический подход основан на применении схем, алгоритмов, техник, технологий, гарантирующих получение планируемых результатов. Шраксеологический подход предполагает проникновение в закономерности преобразования практики с позиций «умного делания», изменяющего действительность, и построение деятельности на основе этих закономерностей.

Он предлагает основания для структурно-функционального анализа основных «инструментов»,
которыми пользуется педагог в своей практике. Речь идет о деятельности, методе, методике и технологии. Проникая в их структуру, специалист получает дополнительные возможности для рефлексии по поводу успешности или неуспешности своих действий.

Системный подход предполагает рассмотрение объекта как сложного образования, не сводимого к сумме составляющих его частей и имеющего иерархическую структуру, в которой выделяются структурные компоненты и их функции, определяется системообразующий фактор, анализируются внешние связи.

Тесно связан по смыслу с системным комплексный подход, который ориентирует на условия и способы работы с системными объектами, обеспечивающие целостность влияния. Целостный подход ориентирован на нахождение и использование целостных свойств объекта. В отечественной педагогической теории и практике с 1970-х гг. широко используется целостный
подход к развитию личности.

Парадигмальный подход использует в качестве рамочного понятие парадигмы как мыслительного или деятельностного образца, характеризующего принадлежность объекта, явления, процесса к определенной гносеологической или онтологической модели.

Синергетический подход основан на использовании свойств нелинейности, открытости социально-педагогических систем, их способности адаптироваться к условиям окружающей среды на основе самоорганизации. Он развился в русле теории самоорганизации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)