Методика самостоятельного изучения студентами профильных дисциплин по направлению менеджмент

Современные требования, предъявляемые к качеству образования специалиста, включают его умение самостоятельно добывать полезную информацию и осваивать новые знания, что связано с необходимостью организации самообразования студентов.

Самостоятельную работу студентов можно рассматривать в узком и широком смысле слова. Во-первых, как изолированный, отдельный вид учебных занятий, например, как лекцию, практическое занятие, лабораторную работу с организационным оформлением в структуре расписания и определенным контролем со стороны преподавателя.

Более широко самостоятельная работа включает в себя весь умственный труд, всю активную умственную деятельность в самом процессе обучения, которая органически связывает различные виды, формы и методы учебных занятий.

Самостоятельная работа относится К основному методу познавательной деятельности в ходе всех видов и форм учебных занятий.

Опыт организации учебного процесса дает основание считать, что под самостоятельной работой на первом этапе понимается выполнение студентами комплекса заданий кафедры, прежде всего на всех видах учебных занятий, это в частности: проработка лекционного материала, подготовка к практическим занятиям, лабораторным работам, зачетам, экзаменам. Каждый из этих видов занятий имеет свои особенности, которые отражаются на характере самостоятельной работы, предъявляя к ней целый комплекс требований.

Для самостоятельной работы нужна мотивация как фактор несомненного успеха в учебе. Следует также добиваться систематичности и непрерывности, так как, это будет постоянно поддерживать логическую связь неизвестного с известным и нового с ранее изучаемым материалом. Нерегулярность, перескакивание через целые темы, разделы – плохой помощник в становлении самостоятельной работы.

Для реализации самостоятельной работы необходим индивидуальный подход к выбору форм и методов, способов и приемов этой работы. Практика показывает, что далеко не все способны запомнить прочитанное и критически осмыслить, проанализировать факты, события, явления и т.д. Необходим также учет фактора последовательности, упорядоченности в организации самообразования студентов.

Основополагающее направление в деятельности каждой кафедры – формирование у студентов потребности и умений использовать научный аппарат своей дисциплины при решении в дальнейшем целевых познавательных и профессиональных задач. Исходить здесь необходимо из сути каждой профильной дисциплины направления «Менеджмент» и ее места в целостной системе решения профессиональной задачи.

Существенным элементом самостоятельной работы студентов является изучение рекомендованной литературы. Необходимо иметь подборку литературы, достаточную для изучения той или иной профильной дисциплины направления «Менеджмент». При этом следует иметь в виду, что необходима литература различных видов:

  • учебники, учебные и учебно-методические пособия;
  • монографии, сборники научных статей, публикации в журналах по общественным наукам, содержащие теоретический и эмпирический материал, раскрывающий многообразные аспекты современного менеджмента;
  • справочная литература: энциклопедии, экономические словари, раскрывающие категориально-понятийный аппарат.

Изучая учебную литературу, следует уяснить основное содержание той или иной проблемы менеджмента. Глубокое усвоение менеджмента предполагает обращение к истории становления и развития менеджмента, знание классических концепций. Работа с учебником требует постоянного уточнения сущности и содержания категорий посредством обращения к словарю понятий менеджмента.

Подготовка студентов к практическим занятиям и активным формам обучения В ходе подготовки к практическим занятиям важное место отводится самостоятельной работе с научной и учебно-методической литературой: монографиями, научными сборниками, статьями, учебниками, учебными пособиями.

Изучение этой литературы позволяет расширить объем информации, углубить теоретические знания, приобрести практические навыки более коротким и эффективным путем. Приступая к самостоятельной работе с научной и учебно- методической литературой, целесообразно решить вопрос о конкретном пути продвижения к цели: изучать ли сначала документы, монографии и другие первоисточники и только затем учебно-методическую литературу или наоборот.

В принципе, здесь не исключен самостоятельный подход к выбору пути. Но можно воспользоваться и следующей рекомендацией: если студент приступает к изучению управленческой проблемы впервые, необходимо начать с научно-популярной литературы, с изданий справочного характера.

Это поможет войти в курс дела, понять сущность темы, основные направления ее разработки, облегчит путь к цельному изучению проблемы. Выбрав книгу для изучения, необходимо обратить внимание на сведения, содержащиеся на ее титульном листе: формулировку названия, место и год издания, издательскую аннотацию, изучить оглавление, последовательность изложения вопросов.

Если оглавление дает общее представление о работе, то ее вводная часть позволяет понять, чем вызвано появление исследования, с кем полемизирует автор, какова его концепция. При предварительном знакомстве с источником обратите внимание на заключение работы и научный аппарат.

Это своего рода зеркало, отражающее источник полученной информации. Предварительное знакомство с книгой, несомненно, облегчит ее изучение, даст первое представление о содержащихся в ней проблемах. Внимательное чтение работы потребует от студента сосредоточиться на содержании ее цельных частей: глав и разделов.

Изучение источника по частям облегчит понимание логики рассуждений автора, так как глава или раздел произведения содержат в себе определенные аспекты концепции в целом. Если произошел перерыв, то, приступая в очередной раз к чтению, необходимо бегло просмотреть уже прочитанное, возобновить в памяти основные положения текста.
При этом необходимо постараться держать в сознании главную идею работы, систему аргументации и доказательств автора.

Важнейшее требование к изучению источника – это увязать основные его положения с современными реалиями. Какой бы хорошей у студента ни была память, она не в состоянии удержать обширную информацию – многостороннюю и трудную для восприятия. Поэтому в той или иной форме рекомендуется делать записи о своей работе. Они могут иметь разную форму.

1 Краткий план книги. Такая форма записи способствует быстрому восстановлению в памяти прочитанного, ибо по ходу чтения фиксируется структура источника, в предельно сжатой и лаконичной форме делаются заметки о последовательности изложения проблем. Краткие записи можно при необходимости дополнить цитированием отдельных положений, чтобы подчеркнуть значение проблем, фактов, явлений и т.д.

2 Тезисы. Это не просто отражение, пересказ прочитанного материала, а акцентирование внимания на выводах, доказательствах, содержащихся в произведении, это краткое, обобщенное выражение основных идей изучаемого материала. Кстати, студенты могут встретить в изучаемой работе тезисы непосредственно самого автора.

3 Выписки. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложный вид самостоятельной работы. Выписки делаются на карточках, листочках, в особых тетрадях, блокнотах; полезно иметь отдельный файл в своем компьютере. Таким способом накапливается материал, сконцентрированный воедино из целого ряда источников.

Выписки очень полезны при написании докладов, рефератов, других работ. Особенность такого рода записей заключается в том, что выписываются только те факты, теоретические концепции, статистический материал, которые интересуют студента и могут быть использованы им в научно- исследовательской работе.

4 Аннотация. Эта форма записи – наилучший способ обозначить наиболее общие представления об источнике. Ею пользуются, главным образом, историографы, библиографы, специалисты в области рекламы.

5 Конспект. Анализ конспектов студентов указывает на типичные ошибки, допускаемые при конспектировании. Во-первых, примерно половина студентов записать лекцию дословно практически не успевают, а первоисточники буквально переписывают, хотя и в несколько сокращенном виде.

Этому есть свои объяснения: дефицит времени, распыленность информации, недоступность материала, отсутствие общепринятых навыков сокращения слов, сложность содержания, неумение точно выражать свои мысли, общая усталость и т.д. Наиболее известная и распространенная форма конспектирования – сокращенная запись источника по продуманному заранее плану.

Главная цель конспектирования – зафиксировать основные положения, идеи и выводы автора, отобрать наиболее важное и существенное из текста в целом. Составленный таким образом конспект с успехом может быть использован при подготовке теоретических и научно-практических докладов, выступлений на конференциях, семинарах, «круглых столах».

Составляя конспект, следует исходить из того, что конспект – не самоцель, а важнейшее средство углубленного уяснения основных положений источника, а при необходимости – и быстрейшего воспроизводства в памяти прочитанного и законспектированного. Приступая к работе, необходимо обстоятельно ознакомиться с источником и на этой основе законспектировать его главные положения, сославшись на соответствующие страницы.

Для выделения наиболее существенных абзацев целесообразно отделить выводы от пояснений, концепции – от их обоснований, примеры – от доказательств и т.д. Не следует подменять конспектирование переписыванием наиболее важных мест первоисточника и тем более произвольно толковать переписанное. Объем конспекта – далеко не решающий фактор.

Главное – сохранение содержания материала в коротком тексте. Конспектировать целесообразно, прежде всего, определения, ключевые понятия, которые существенно влияют на общее понимание смысла, заключенного в источнике; важнейшие цитаты, статистический материал, новые или малоизвестные факты и положения, которые заведомо потребуются.

Конспект полезен тем, что просмотр отдельных его фраз, слов и даже отдельных знаков при соответствующих условиях может означать для конспектирующего больше, чем чтение страниц описательного текста. Структура и форма конспектов могут быть разными.

Сохранение структуры источника и конспективное изложение сути источника, его актуальные положения со ссылками на конкретные страницы произведения, использование приемов, акцентирующих внимание на этих положениях (подчеркивание, условные значки, сокращения и т.д.) помогут в нужное время быстро восстановить в памяти проработанный текст.

Конспектирование – это область творческого подхода к изучению произведения, оно не тождественно переписыванию текста автора; обильное цитирование не облегчит работу, скорее наоборот. Руководствоваться целесообразнее тем, что главное в источниках – это научно-критический анализ объективной действительности, практическая жизнь и опыт решения проблем, теоретико- методологические аспекты, важнейшие идеи.

Настоящий интерес представляет такой конспект, где основные положения автора будут самостоятельно осмыслены конспектирующим, будут прокомментированы современными проблемами. Подготовка к практическим занятиям не сводится только к работе с учебной и научной литературой, но и включает прорабатывание, повторение лекционного материала.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)