Методика организации и проведения демонстрационных опытов
На уроках «Окружающий мир» невозможно обойтись без демонстрации опытов и их результатов. Учитель показывает такие опыты с природными объектами, которые дети не могут провести сами ввиду их сложности или опасности.
Это опыты, связанные с нагреванием или требующие использования химических реактивов.
При подготовке демонстрационного опыта учитель должен выполнить следующие действия:
- проверить наличие оборудования и его техническое состояние;
- определить количество и качество веществ, которые будут использованы в опыте;
- провести опыт заранее, чтобы устранить неполадки и определить его продолжительность;
- составить вопросы, задания и комментарии к просмотру опыта учащимися.
Для закрепления полученных наглядным методом представлений демонстрационный опыт схематично зарисовывается в тетрадь.
Во время проведения демонстрационного опыта необходимо соблюдать следующие условия:
- Оборудование собирается на глазах у детей. При этом учитель дает название и объясняет назначение каждого прибора.
- Оборудование располагается так, чтобы опыт был виден всему классу.
- Перед проведением опыта учитель ставит познавательную задачу.
- Необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
- Во время демонстрации опыта учитель комментирует свои действия. Учащимся задаются вопросы: «Что вы наблюдаете? Почему это происходит? Какое свойство природного тела (или явление) было установлено в результате опыта?».
- После проведения опыта анализируются полученные результаты, делаются обобщения и выводы. Проводится беседа по вопросам: «Какое свойство природного тела (или явление) изучалось посредством опыта?», «Какое оборудование использовалось? Какое назначение имеет каждый (назвать конкретно) прибор?», «Как протекало явление? Почему?», «Когда и где можно наблюдать такое явление в природе или в жизни?».
Наглядные методы предусматривают не только различные приемы демонстрации пособий учителем, но и развитие у учащихся умений применять при ответах различные средства наглядности: таблицы, рисунки на доске, географические карты, глобус, гербарии, комнатные растения, демонстрационные опыты и др.
Моделирование в широком смысле слова – это замена действий с реальными предметами действиями с их образцами, моделями, муляжами, макетами, а также с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т.п. При этом рисунки могут изображать реальные предметы (людей, животных растения и т.п.) или же быть условными, схематичными, т.е. изображать реальные предметы условно в виде различных геометрических фигур.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), будущее умственное действие начинает формироваться во внешнем плане в виде материального действия с реальными объектами, а потом с их заместителями. Затем действие переходит в план речи – сначала громкой, затем – шепотом и про себя.
Организация этих этапов особенно необходима при обучении младших школьников.
Важно организовать обучение так, чтобы ребенок сам становился субъектом учебной деятельности. При этом не следует заменять задания, в соответствии с которыми учащиеся должны действовать на партах собственными руками, заданиями, в которых они только наблюдают деятельность учителя у доски. Также опасно слишком рано прекращать проговаривание вслух.
Обучая ребенка способу построения модели природных закономерностей, учитель осуществляет формирование в сознании учащихся соответствующих абстракций, подводит его к обобщению.
Например, этот метод помогает сформировать представление об экологических связях в природе. Модели делают «видимыми» невидимые связи и служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них. Процесс моделирования вместе с тем предполагает решающую роль самостоятельной работы учащихся в конструировании моделей.
Учителю важно тщательно подготовится к работе по моделированию:
- Сделать сами модели. Они могут быть объемными (например, из пластилина) или плоскостными (из бумаги). При моделировании цепей питания, например, используются изображения растений и животных, выполненные на плотной бумаге или картоне и цветные стрелки. Можно заменить рисунки названиями объектов. Например: мятлик полевка лиса. От динамических моделей переходят к меловым схемам, которые учитель или ученик выполняют на доске.
- Спланировать, на каких этапах урока будет использоваться метод моделирования.
- Определить степень самостоятельности учащихся при работе с моделями. Дети могут наблюдать процесс моделирования, выполняемый учителем на магнитной доске (например, при изучении питания и дыхания растений). Затем учиться читать схему. Возможен вариант, при котором дети будут составлять модели на партах самостоятельно во время индивидуальной или групповой работы на закреплении изученного материала или актуализации знаний.
- Выяснить, как процесс моделирования будет сочетаться с другими методами и приемами обучения.
Метод моделирования должен играть важную роль в начальном естественнонаучном образовании.
Часто моделирование, выполняемое самими учащимися, относят к практическим методам обучения.
- Методы и формы организации контроля
- Виды контроля результатов обучения
- Контроль и оценка результатов обучения естествознанию
- Проектная деятельность младших школьников
- Внеклассная работа по естествознанию
- Домашняя работа по естествознанию
- Методика проведения фенологических наблюдений
- Внеурочная работа по естествознанию
- Классификация экскурсий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу