Методика организации и проведения демонстрационных опытов

На уроках «Окружающий мир» невозможно обойтись без демонстрации опытов и их результатов. Учитель показывает такие опыты с природными объектами, которые дети не могут провести сами ввиду их сложности или опасности.

Это опыты, связанные с нагреванием или требующие использования химических реактивов.

При подготовке демонстрационного опыта учитель должен выполнить следующие действия:

  • проверить наличие оборудования и его техническое состояние;
  • определить количество и качество веществ, которые будут использованы в опыте;
  • провести опыт заранее, чтобы устранить неполадки и определить его продолжительность;
  • составить вопросы, задания и комментарии к просмотру опыта учащимися.

Для закрепления полученных наглядным методом представлений демонстрационный опыт схематично зарисовывается в тетрадь.

Во время проведения демонстрационного опыта необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Оборудование собирается на глазах у детей. При этом учитель дает название и объясняет назначение каждого прибора.
  2. Оборудование располагается так, чтобы опыт был виден всему классу.
  3. Перед проведением опыта учитель ставит познавательную задачу.
  4. Необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.
  5. Во время демонстрации опыта учитель комментирует свои действия. Учащимся задаются вопросы: «Что вы наблюдаете? Почему это происходит? Какое свойство природного тела (или явление) было установлено в результате опыта?».
  6. После проведения опыта анализируются полученные результаты, делаются обобщения и выводы. Проводится беседа по вопросам: «Какое свойство природного тела (или явление) изучалось посредством опыта?», «Какое оборудование использовалось? Какое назначение имеет каждый (назвать конкретно) прибор?», «Как протекало явление? Почему?», «Когда и где можно наблюдать такое явление в природе или в жизни?».

Наглядные методы предусматривают не только различные приемы демонстрации пособий учителем, но и развитие у учащихся умений применять при ответах различные средства наглядности: таблицы, рисунки на доске, географические карты, глобус, гербарии, комнатные растения, демонстрационные опыты и др.

Моделирование – это метод обучения, который предполагает создание моделей и работу с ними.

Моделирование в широком смысле слова – это замена действий с реальными предметами действиями с их образцами, моделями, муляжами, макетами, а также с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т.п. При этом рисунки могут изображать реальные предметы (людей, животных растения и т.п.) или же быть условными, схематичными, т.е. изображать реальные предметы условно в виде различных геометрических фигур.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), будущее умственное действие начинает формироваться во внешнем плане в виде материального действия с реальными объектами, а потом с их заместителями. Затем действие переходит в план речи – сначала громкой, затем – шепотом и про себя.

Организация этих этапов особенно необходима при обучении младших школьников.

Важно организовать обучение так, чтобы ребенок сам становился субъектом учебной деятельности. При этом не следует заменять задания, в соответствии с которыми учащиеся должны действовать на партах собственными руками, заданиями, в которых они только наблюдают деятельность учителя у доски. Также опасно слишком рано прекращать проговаривание вслух.

Введение в процесс обучения средств моделирования позволяют развивать у младших школьников способность к обобщению, переводя процесс их мышления на более высокий уровень.

Обучая ребенка способу построения модели природных закономерностей, учитель осуществляет формирование в сознании учащихся соответствующих абстракций, подводит его к обобщению.

Модели позволяют создавать у учащихся наглядные образы природных процессов и явлений, которые средствами предметной наглядности создать невозможно

Например, этот метод помогает сформировать представление об экологических связях в природе. Модели делают «видимыми» невидимые связи и служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них. Процесс моделирования вместе с тем предполагает решающую роль самостоятельной работы учащихся в конструировании моделей.

Учителю важно тщательно подготовится к работе по моделированию:

  1. Сделать сами модели. Они могут быть объемными (например, из пластилина) или плоскостными (из бумаги). При моделировании цепей питания, например, используются изображения растений и животных, выполненные на плотной бумаге или картоне и цветные стрелки. Можно заменить рисунки названиями объектов. Например: мятлик полевка лиса. От динамических моделей переходят к меловым схемам, которые учитель или ученик выполняют на доске.
  2. Спланировать, на каких этапах урока будет использоваться метод моделирования.
  3. Определить степень самостоятельности учащихся при работе с моделями. Дети могут наблюдать процесс моделирования, выполняемый учителем на магнитной доске (например, при изучении питания и дыхания растений). Затем учиться читать схему. Возможен вариант, при котором дети будут составлять модели на партах самостоятельно во время индивидуальной или групповой работы на закреплении изученного материала или актуализации знаний.
  4. Выяснить, как процесс моделирования будет сочетаться с другими методами и приемами обучения.

Метод моделирования должен играть важную роль в начальном естественнонаучном образовании.

Часто моделирование, выполняемое самими учащимися, относят к практическим методам обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)