Краеведческий принцип обучения

Краеведческий принцип обучения может быть определен как нормативное положение, отражающее необходимость решения общеобразовательных задач во взаимосвязи с организацией познания учащимися своего края, с применением знаний в общественно полезной деятельности.

Анализ истории становления краеведческого принципа преподавания естествознания в школах России позволяет выделить несколько исторических периодов, определивших путь развития школьного краеведения.

Идея использования местного материала в преподавании зародилась в городских училищах с момента введения в них естествознания как учебного предмета в 1786 году.

Становлением «родиноведения» и «отечествоведения» характеризовались 60-е годы XIX века, когда разрабатывалось содержание, методы и формы преподавания начального курса естествознания. У его истоков стояли такие талантливые педагоги, как К.Д. Ушинский, Д.Д. Семенов, Н.И. Вессель. Ими была доказана методическая ценность использования местного материала в обучении, определены принципы его отбора и формы изучения.

Следующий период бурного развития школьного краеведения пришелся на 1918 1931 годы, когда советская школа проходила путь становления и наблюдался кризис классно-урочной системы преподавания.

В эти годы практиковалась локализация школьных программ, учебный материал изучался с использованием таких форм преподавания, как экскурсии и практические работы.

Пути введения краеведческого материала в школьные программы и учебники были намечены видными советскими педагогами: Н.К. Крупской, П.Л. Блонским, А.П. Пинкевичем, С.Т. Шацким. Этими учеными были заложены методологические основы конструирования учебников для начальной школы, сохраняющие актуальность в настоящее время. Однако проблема соотнесения в школьных программах и учебниках общего и локального материала так и не получила в эти годы удовлетворительного решения.

С 1931 года интерес к краеведению постепенно снижался

Проблема использования краеведческого материала в начальном естественнонаучном образовании вновь возникла в 60-е годы XX века в связи с введением в начальную школу нового предмета – природоведения.

Содержание, методы и формы его изучения разрабатывали известные методисты: М.Н. Скаткин, Л.Ф. Мельчаков, З.А. Клепинина и др. С этого времени определяются принципы отбора содержания курса природоведения, помогающие наметить оптимальное сочетание общего и частного материала в школьных программах и учебниках.

Интересно
Интерес к краеведению, возникший в последние годы, объясняется вхождением России в систему мировой культуры и необходимостью, в связи с этим, повысить уровень патриотического воспитания детей.

Кроме того, стандартизация образования потребовала учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации.

Многие годы велись споры о педагогическом статусе краеведения, не завершившиеся и по сей день. Однако большинством ученых краеведение отнесено к категории педагогических принципов.

Этот принцип вытекает из теоретического положения о необходимости связи обучения с жизнью. Он признан в современной методике преподавания естествознания большинством ученых и дает возможность строить преподавание согласно дидактическим правилам: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому».

Природа родного края служит тем известным и понятным образцом, к которому учитель может с успехом прибегать для разъяснения явлений, происходящих в биосфере в целом.

Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать учащимся возможность в знакомой местности наблюдать связи и соотношения различных природных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках для формирования понятий, служащих основой для изучения биологии и географии в средней школе.

Следует отделять понятие «краеведческий принцип обучения» от понятия «школьное краеведение». Сущность школьного краеведения, по мнению А.В. Даринского, заключается в комплексном изучении природы, отдельных ее компонентов, важных аспектов ее развития и динамики в данной местности на основе использования доступных для учащихся методов исследования естественных наук».

Природа края рассматривается как часть природы страны. Поэтому важно определить черты, общие с природой более крупных территорий. В то же время выделяется специфика местных природных комплексов, их территориальных сочетаний, типичных явлений, характеризующих природу данного края, а также уникальные ее объекты и связанные с ними процессы.

Для изучения физико-географических особенностей своего края вычленяются следующие объекты:

  • рельеф и полезные ископаемые местности;
  • климатические условия;
  • гидрологические условия;
  • почвенный покров;
  • растительность;
  • животный мир.

Наравне с этими характеристиками современные программы требуют раскрывать экологические проблемы своего края.

В таблице 1 представлено содержание краеведческого раздела курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова («Школа России»), формы и методы организации познавательной деятельности детей.

Методика преподавания естествознания в начальной школе

Краеведческая информация должна конкретизировать, развивать общетеоретический материал, изложенный в федеральных учебниках, но не включать сведений, неоправданно расширяющих объем знаний и вызывающих перегрузку учащихся.

Большое внимание методике использования краеведческого принципа обучения уделено в трудах П.В. Иванова, талантливого педагога из Петрозаводска. Он написал несколько основополагающих работ по данной теме, в которых описал исторические основы, сущность и методику школьного краеведения.

В учебном пособии «Педагогические основы школьного краеведения» П.В. Иванов предложил десять приемов использования краеведческого материала на уроках:

  1. Как основной рабочий материал урока.
  2. Иллюстрации местными примерами.
  3. Начинать объяснение с приведения местного примера, факта.
  4. Подкрепить изложенное местными примерами.
  5. Предлагается вспомнить самим такие примеры, которые могут быть взяты как исходные для объяснения.
  6. Привести самим примеры при закреплении знаний.
  7. Самостоятельное рассмотрение краеведческого материала на уроке, дома.
  8. На основе изученного материала подобрать примеры к следующему уроку.
  9. Практическая работа на местном материале.
  10. Подать мысль о проведении внеклассной краеведческой работы.

Этими приемами может пользоваться учитель при подготовке уроков по любому школьному предмету.

Необходимость использования краеведческого принципа в современном начальном образовании можно объяснить тем, что окружающая природа служит для младших школьников источником формирования ярких, конкретных образов, на основе которых образуются естественнонаучные представления и понятия.

Любовь к родному краю помогает патриотическому воспитанию детей, становлению активной гражданской позиции, включающей ответственность за настоящее и будущее своей «малой родины».

Краеведение поможет воспитать поколение людей, которых искренне заботит настоящее и будущее родного края

Ведь еще К.Д. Ушинский заметил, что «…плохое состояние наших финансов, частый неуспех наших больших промышленных предприятий, неудачи многих наших административных мер…, наши непроходимые проезжие пути, наши лопающиеся акции, пребывание огромных дел в руках безграмотных невежд и пребывание ученых техников без всякого дела… – все эти болезни гораздо более зависят от незнания нами своего отечества, чем от незнания… языков».

На основе наблюдений за окружающими природными объектами дети убеждаются, что в природе все взаимосвязано и нарушение этих связей приводит к непоправимым экологическим последствиям.

Краеведение – источник экологического образования младших школьников.

В последнее время в методической литературе выделен принцип экологической направленности обучения, который требует изучать взаимосвязи, существующие в природе, учить детей прогнозировать последствия хозяйственной деятельности людей и развивать доступные природоохранные умения и навыки.

Учет принципа экологической направленности при отборе естественнонаучного материала, изучаемого в начальной школе, объясняется необходимостью пересмотра содержания и сроков экологического образования детей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)