Методика обучения грамоте

Методика обучения грамоте – раздел методики препода-вания русского языка в начальных классах, который изучает процесс овладения грамотой и определяет методы формирования первоначальных умений чтения и письма.

Буква – отдельный графический символ алфавитной системы языка. В русском алфавите большинство букв, кроме ъ и ь знаков, соответствуют звукам устной речи.

Букварный текст – это текст, специально созданный для отработки навыка чтения, доступный для понимания, содержащий в себе только изученные буквы. Работа с букварным текстом позволяет обучающимся осуществлять осознанное чтение простейшего текста, при чтении букварного текста формируется понятие о тексте, развивается способность к смысловому и вербальному прогнозированию.

Буквослагательный метод обучения грамоте – один из методов обучения грамоте, для которого характерно механическое заучивание букв и слогов без опоры на звуки речи. Сначала ученики запоминали все буквы алфавита по порядку (их алфавитное название и начертание), затем учились складывать из букв слоги и заучивали их.

После этого учились читать «по складам» с называнием каждой буквы в слоге («буки», «аз» – «ба»), и, наконец, учились читать «по верхам» без называния букв. Обучение по данному методу продолжалось 2-3 года, не обеспечивало умственного развития школьника.

Письмо было оторвано от чтения: писать учили лишь тогда, когда школьники овладевали чтением «по верхам».

Графика – это:

  • раздел науки о языке, занимающийся средствами письменности, знаками, которые используются на письме, их соотношением со звуковой стороной языка;
  • совокупность всех средств, с помощью которых звучащая речь передается на письме. Первоклассники овладевают графикой в основном в период обучения грамоте: учатся читать – восстанавливать звучащее, фонетическое слово по его графическому изображению, и писать – обозначать на письме звуки буквами, придерживаясь правил графики.

Графические ошибки – один из видов ошибок по русскому языку, при которых происходит нарушение законов русской графики. К графическим ошибкам относятся пропуск букв, вставка букв и слогов, замена одних букв другими. Основными причинами графических ошибок являются неразвитый фонематический слух, недостаточное усвоение законов русской графики, недостатки произношения.

Интересно
Графические средства – средства, используемые для передачи речи на письме. Выделяют буквенные (буква – главное средство обозначения речи на письме) и небуквенные (знак ударения, дефис, знаки препинания, пробелы между словами, абзацами, цветовые и шрифтовые выделения, подчеркивание – передача логических и произносительных особенностей речи, смыслового членения высказывания) графические средства.

Графический навык – один из компонентов навыка письма, автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи по законам графики в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге.

Двигательные элементы буквы – такие части буквы, которые представляют собой относительно законченные движения руки при безотрывном ее начертании. По сравнению со зрительными двигательные элементы дополняются штрихами, обеспечивающими безотрывное соединение элементов буквы.

Например, при написании письменной строчной буквы д пишущий совершает две остановки, значит, эта буква состоит из двух двигательных элементов. При написании письменной заглавной буквы Д пишущий не совершает остановок, соответственно, выделяют один двигательный элемент 

Звук речи – звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью общения. В начальной школе происходит знакомство со звуками в трех аспектах: физиологическом (особенности образования звуков органами речи: наличие или отсутствие препятствия на пути воздушной струи, участие голосовых связок в образовании звука), акустическом (оценка наличия / отсутствия голоса при произнесении звука) и функциональном (с помощью речевых звуков осуществляется общение; они играют смыслоразличительную роль).

Звуко-буквенный анализ слова – вид языкового анализа; упражнение, в ходе которого ученик устанавливает последовательность и качество звуков в слове, а также соотношение между звуками и буквами. В период обучения грамоте звуко-буквенный анализ слова является основным средством закрепления знаний первоклассников о звуковых значениях букв.

Последовательность проведения звуко-буквенного анализа в период обучения грамоте предполагает переход от звука к букве:

  1. Звуковой анализ слова.
  2. Обозначение выделенных звуков буквами.
  3. Проверка: чтение слова по получившейся в результате анализа записи.
  4. Для звуко-буквенного анализа в период обучения грамоте предъявляются звучащие слова, и первоклассник сам устанавливает буквенный состав слова на основе его звучания. В связи с этим не рекомендуется предлагать для анализа слова с орфограммами.

Звуковой анализ слова – вид языкового анализа; упражнение, в ходе которого ученик устанавливает последовательность и качество звуков в слове. Важно помнить, что при его проведении не анализируется буквенная запись слова, более того – она не должна быть перед глазами ребенка, чтобы не провоцировать обращение при анализе к зрительному образу слова.

При проведении звукового анализа рекомендуется следующая последовательность действий ученика:

  1. Произнесение слова.
  2. Произнесение слова по слогам, определение их количества (скандирование).
  3. Если слово многосложное, произнесение слова целиком и определение места ударения (одним из способов, например путем последовательного перемещения ударения со слога на слог).
  4. Интонационное выделение первого (второго и т. д.) звука в полном слове, его изолированное произнесение, характеристика, обозначение условным значком (путем протягивания или многократного произнесения звука в целом слове).
  5. Проверка: произнесение слова по получившейся схеме.

Для звукового анализа не предлагаются слова со звуками, не поддающимися изолированному произнесению – редуцированными гласными во второй безударной позиции (например, ра́д[ъ]сть).

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте – метод, впервые в России введенный К. Д. Ушинским (по его терминологии, метод письма-чтения, или исторический) и усовершенствованный В. П. Вахтеровым, В. А. Флеровым, С. П. Редозубовым и др.

Основные черты метода: за основу обучения берется звук; звуки выделяются из речевого потока, из слов путем их анализа; вся работа опирается на живую, звучащую речь, на развитие речи учащихся; синтез идет вслед за анализом: составление слов, предложений; единицей чтения является слог (так называемое позиционное чтение); чтение с первых шагов – осознанное, поэтому читаемые тексты близки и понятны детям; обучение направлено на развитие мышления: аналитико-синтетические упражнения, беседы, наблюдения, работа с картинками, с наглядным материалом и пр.; обучение письму не отрывается от чтения, идет либо впереди чтения (в системе К. Д. Ушинского), либо после него (в современных букварях). Современные буквари составляются в соответствии с основными, принципиальными положениями этого метода.

Звукоподражание – прием, используемый в период обучения грамоте, для обучения распознаванию и изолированному произнесению звуков. Овладевая звуками, учащиеся подражают жужжанию жука, звону комара, рычанию собаки, шелесту листвы (звуки [ж], [з], [р], [ш]).

Зрительные элементы буквы – относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе зрительного восприятия. В современном письменном шрифте используется 8 основных зрительных элементов: прямая линия, линия с одним закруглением, линия с двумя закруглениями, линия с петлей, плавная наклонная линия, овал, полуовал, прямая линия с овалом. Например, письменная строчная буква д состоит из двух зрительных элементов – овала и линии с петлей, а письменная заглавная буква Д состоит из линии с петлей и полуовала.

Зрительно-двигательный образ буквы – представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о её форме, знания последовательности начертания её двигательных элементов и за счёт корректирующего контроля глаза.

Зрительный образ буквы – это зрительное, более или менее адекватное представление о форме буквенного знака.

Каллиграфический навык – один из компонентов навыка письма, который обеспечивает быстрое и правильное начертание букв и их комплексов на бумаге с помощью соответствующих движений руки. Формирование каллиграфических навыков – процесс длительный, от первых попыток ребенка изобразить букву до устойчивого почерка, беглого и осуществляющегося без лишнего напряжения письма взрослого проходит от 7 до 9 лет обучения.

Каллиграфические ошибки – один из видов ошибок по русскому языку. К ним относят: искажения букв, письмо букв в зеркальном отражении, замену одних букв другими под влиянием сходства в начертании, нарушение наклона, линейности, высоты и ширины букв. Основными причинами каллиграфических ошибок являются недостаточное развитие мелкой мускулатуры кисти руки, неумение осуществлять зрительный и двигательный контроль, целостность восприятия детей младшего школьного возраста.

Каллиграфия – это искусство красивого и четкого письма. Современная каллиграфия не требует от пишущего специального украшения букв с помощью дополнительных штрихов и точек, как это было раньше, зато предъявляет высокие требования к скорости письма при сохранении его разборчивости. Основными принципами современного каллиграфического письма являются: безнажимность; безотрывность; одинаковые наклон, высота, ширина букв; параллельность прямых линий; скоропись (при сохранении разборчивости, правильности соединений, ритмичности, плавности письма).

Этапы овладения чтением:

  • I этап – аналитический – обычно соответствует периоду обучения грамоте. Для процесса чтения на этом этапе характерно последовательное, неодновременное осуществление ребенком распознавания графических знаков, их озвучивания и соотнесения с определенным смыслом.
  • II этап – синтетический – предполагает синтез, одновременное осуществление восприятия, произнесения и понимания читаемого.
  • III этап – автоматизации процессов восприятия – характеризуется достижением автоматизма в восприятии текста и направленностью внимания читающего на смысловую обработку читаемого.

Звуковые методы обучения грамоте – методы, в которых звук (не буква, не слог, не целое слово!) берется в качестве исходного элемента обучения. Обучающиеся усваивают звуки и затем соотносят с ними буквы. В соответствии с характером основных видов работы со звуками выделяются аналитические, синтетические и аналитико-синтетические звуковые методы обучения грамоте.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)