Методика формирования лингвистических знаний и умений

Методика грамматики – раздел методики преподавания русского языка, который изучает процесс формирования грамматических понятий у учащихся и усвоения ими грамматических закономерностей, выработки практических умений в области грамматического анализа. Включает методику изучения со-става слова, методику изучения морфологии, методику изучения синтаксиса.

Грамматика школьная

Грамматика как наука изучает грамматический строй языка: строение слов, формы словоизменения, виды словосочетаний и предложений; включает два раздела: морфологию и синтаксис. Изучение грамматики родного языка необходимо для совершенствования речи учащихся, т. к. знание грамматических законов построения языковых единиц является основой сознательного отношения к их употреблению в речи.

Усвоение грамматических понятий обеспечивает умственное развитие учащихся, а также является условием успешного формирования навыков правописания.

Школьная грамматика представляет собой описание строя изучаемого языка, отвечающее задачам обучения этому языку в школе. Школьная грамматика, будучи научной по содержанию, отличается от научной грамматики объемом и способом изложения, соответствующими определенной ступени образования.

Традиционно под школьной грамматикой понимается не только собственно грамматика как раздел лингвистики в его учебном изложении, но и теоретические знания из других разделов лингвистики: фонетики, графики, орфографии, лексики, словообразования.

Грамматические упражнения – упражнения, направленные на закрепление знаний по грамматике и формирование учебно-языковых умений учащихся по распознаванию и анализу изученных языковых явлений.

По характеру формируемых знаний и умений можно выделить группы упражнений, связанные:

  • с изучением морфемного состава слова (словообразовательные);
  • с изучением частей речи (морфологические);
  • с изучением словосочетания и предложения (синтаксические).

По преимущественному характеру мыслительных операций грамматические упражнения могут быть:

  • аналитические (устный и письменный грамматический разбор, распознавание грамматических форм слов и видов предложений в текстах, анализ словообразовательных и грамматических ошибок и др.);
  • синтетические (образование слов из данных частей, форм слов с заданным грамматическим значением, составление словосочетаний и предложений и др.).

Грамматическое понятие – результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, их
формам, словосочетаниям, предложениям. Специфика грамматического понятия обусловлена своеобразием самих языковых явлений, признаки которых обобщаются в понятии.

Первичный материал для грамматических обобщений – языковые единицы – абстрактен и является обобщением конкретных явлений действительности.

Следовательно, грамматическое понятие, являясь обобщением над уже обобщенным, отличается высоким уровнем абстракции, что вызывает затруднения при их усвоении учащимися.

Трудности при усвоении грамматических понятий младшими школьниками могут проявляться:

  • в ложном обобщении, когда в содержание понятия включаются несущественные признаки (например, окончание – часть на конце слова);
  • в неспособности отвлечься от конкретного лексического значения слова, конкретного содержания предложения (например, не относят к глаголам слова сидеть, мерзнуть, болеть, т. к. они не обозначают действия в их житейском понимании);
  • в ориентации на один из существенных признаков при подведении под понятие: либо смысловой (например, слова корова и теленок считают родственными), либо формальный (например, относят к родственным слова горе и гореть).

Лингвистическая компетенция – один из видов компетенций, формируемых у школьников при изучении русского
языка наряду с языковой, коммуникативной и культуроведческой. Лингвистическая компетенция включает в себя овладение основами науки о русском языке: усвоение знаний о его устройстве, развитии и функционировании, определенного комплекса лингвистических понятий, учебно-языковых умений и способов действий с изучаемыми языковыми единицами.

Интересно
Лингвистические знания как предмет усвоения в начальной школе представляют собой систему научных знаний об устройстве и функционировании русского языка и включают знания по фонетике и графике, лексике, морфемике и словообразованию, морфологии и синтаксису. Лингвистические знания могут усваиваться младшими школьниками на эмпирическом уровне (представления) и на теоретическом уровне (понятия).

Объем и уровень усвоения лингвистических знаний, формируемых в начальной школе, определяется, с одной стороны, практической направленностью изучения русского языка: в содержание обучения включаются те знания, которые необходимы для совершенствования речи учащихся и формирования у них навыков правописания, а с другой стороны, развивающей функцией изучения теории языка: содержание обучения представляет систему языка во взаимосвязи всех его подсистем, что способствует формированию основ научного мировоззрения и развитию логического мышления учащихся.

Лингвистические умения как предмет усвоения в начальной школе – то же, что учебно-языковые умения.

Методика введения языкового понятия на уроке русского языка опирается на описанные в психологии закономерности
процесса формирования понятий и предполагает следующую последовательность работы:

  • анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия – организуется наблюдение над
    специально подобранным языковым материалом, в ходе которого внимание учащихся фиксируется на существенных признаках понятия;
  • обобщение выделенных признаков – устанавливаются связи между выделенными признаками, вводится термин, если он не был знаком учащимся, в совместной деятельности формулируется рабочее определение понятия;
  • осознание формулировки определения понятия – организуется чтение и осмысление учащимися формулировки определения понятия, данной в учебнике, сопоставление ее с рабочим определением, анализ примеров из иллюстративной части определения;
  • конкретизация понятия на новом языковом материале – проводятся упражнения в применении нового знания: задания на распознавание понятия с опорой на существенные признаки выполняются с проговариванием способа действия.

Первые три дидактических момента составляют содержание этапа открытия нового знания на уроке, последний – совпадает с этапом первичного закрепления. Работа по конкретизации понятия на новом языковом материале продолжается на последующих уроках.

Методические условия успешного усвоения языковых понятий:

  • активизация умственной деятельности учащихся в ситуации поиска нового знания, что достигается методом проблемного обучения;
  • последовательное развитие лингвистического отношения к слову и предложению, означающего осознание школьниками взаимодействия семантической и грамматической сторон языка, т. е. осознание зависимостей, существующих между формой и значением языковых единиц;
  • подбор для наблюдения такого языкового материала, который обеспечит разграничение существенных и несущественных признаков понятия, осознанное оперирование всем комплексом признаков понятия;
  • включение новых понятий в систему ранее изученных, т. к. установление связей между понятиями – обязательное условие осознанного владения языком;
  • раскрытие сущности связи определенных языковых категорий в процессе изучения новой категории, в т. ч. изучение сходных в каком-либо отношении понятий в сопоставлении;
  • наглядное изучение понятия; в качестве наглядности наряду с таблицами, схемами, изображениями выступает и языковой материал, в котором наиболее ярко проявляется сущность понятия.

Методы изучения теории языка в начальной школе – методы обучения, используемые для формирования у младших
школьников системы лингвистических знаний и умений. К методам обучения, в которых отражается специфика предмета изучения – языка, относятся метод языкового анализа и метод конструирования.

Языковой анализ используется при изучении всех уровней системы языка (фонетический анализ, морфемный анализ, морфологический анализ и т. п.) и предполагает выявление структуры, типов языковых единиц, их форм и способов образования, целесообразности использования в тексте и пр.

Метод языкового анализа применяется как при введении новых знаний и их закреплении в упражнениях, так и для контроля их усвоения. Метод конструирования основан на синтезе языковых единиц разных уровней (образование слова, составление предложения и др.). Кроме названных методов, в изучении теории языка применимы методы, выделяемые с общедидактических позиций: теоретические и практические; наглядные и словесные, репродуктивные и поисковые, игровые и др.

Морфемный анализ (разбор слова по составу) в начальной школе – вид языкового анализа, упражнение по формированию
учебно-языковых умений, связанных с выделением значимых частей слова; используется также и как контрольное для проверки сформированности этих умений. Цель анализа – установить морфемный состав слова, т. е. выделить в слове живые для современного языка морфемы.

Рекомендуемый порядок и способы действий при проведении полного разбора слова по составу:

  1. Определить лексическое значение слова.
  2. Выделить в слове окончание (путем изменения слова и сопоставления его словоформ).
  3. Найти основу (путем отсечения окончания).
  4. Найти корень (путем подбора однокоренных слов).
  5. Найти приставку и/или суффикс (путем подбора одноструктурных слов или однокоренных слов без приставки / суффикса или с другими приставкой / суффиксом).

Для полного морфемного анализа в начальной школе предлагаются слова прозрачной морфемной структуры, в которых легко определяется значение морфем. Не используются слова со связанными корнями (отнять, вдеть) и опрощением (позор от зоркий), с наложением морфем (регбист, омский), с чередованием в суффиксе (дружочек, кружочки), с суффиксом -иj (лисий, медвежий).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)