Методика развития речи

Методика развития речи учащихся – раздел методики преподавания русского языка, который изучает процессы овладения речью, содержание и способы работы по развитию речи учащихся.

Активизация слова в речи учащихся – процесс перевода слова из разряда пассивно усвоенных в разряд используемых в активной речи. Активизация слова – завершающий этап в работе над новым словом, направленный на обучение школьников сознательному оперированию словом с учетом содержания речи и условий общения.

Основные приемы активизации словаря: составление словосочетаний и предложений с новым словом; подбор и вставка в предложение подходящего по смыслу слова (с учетом значения, лексической сочетаемости, речевой задачи,
условий общения); замена слова (выражения) в словосочетании или предложении новым словом; обнаружение ошибок и недочетов лексического характера и их исправление; изложение и пересказ, близкие к тексту; сочинение по опорным словам.

Выборочное изложение – вид изложения по отношению к содержанию исходного текста, когда воспроизводится только какая-то часть текста, т. е. тема изложения всегда уже темы исходного текста. Материал для раскрытия темы изложения может быть сосредоточен в одном месте исходного текста (например, описание места действия) или рассредоточен по тексту (например, необходимо составить характеристику героя).

При выборочном изложении необходимо произвести отбор материала в соответствии с темой изложения и построить новый текст со своей логикой (сформулировать начало, концовку, продумать, если это необходимо, логические переходы между частями).

Грамматические (структурные) ошибки – один из видов нарушений в речи, не зависящих от формы речи, а именно нарушения в структуре языковой единицы: ошибки в образовании слов, форм слов, в построении словосочетаний и предложений. В речи младших школьников грамматические ошибки могут быть обусловлены как негативным влиянием речевой среды, так и недостаточным освоением грамматических норм языка, ориентацией ребенка на системные правила и незнанием исключений.

К грамматическим ошибкам, характерным для речи младших школьников, относятся:

  • ошибки в словообразовании, например: убольшить, шалостливый;
  • ошибки в формообразовании, например: яблоков, более добрее, ихний, замерзнул, стери с доски;
  • ошибки в структуре словосочетания: нарушения согласования (прозрачная тюль, мое кофе) и управления (описать о случае, удивляюсь красотой);
  • ошибки в структуре предложения: нарушение границ предложения (Мальчик пошел в лес. И заблудился.), нарушение связи между подлежащим и сказуемым (У меня было день рождения), ошибки в построении предложения с однородными членами (Эта книга меня научила честности, смелости и уважать друзей.), с косвенной речью (Сережа сказал, что «мне мама разрешила».) и др.

Диалог – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями (репликами) между двумя или несколькими лицами (полилог). Диалог характеризуется краткостью высказываний, широким использованием внеречевых средств общения (мимика, жесты), большим количеством неполных предложений, преимущественным употреблением простых предложений, свободным от строгих норм книжной речи синтаксическим оформлением высказываний и т. д.

В младшем школьном возрасте диалог зачастую носит спонтанный характер, ограничивается знакомыми бытовыми ситуациями; не всегда учитывается характер речевой ситуации, особенности партнеров по общению.

Изложение – вид речевого упражнения, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе образца. В процессе анализа и воспроизведения образцового текста происходит осмысление авторского мастерства и активизация усвоенных образцов русской речи, вследствие чего речь детей обогащается и совершенствуется.

Для проведения изложения используются специально отобранные тексты: образцовые в отношении языка, в достаточной мере выразительные с точки зрения отбора языковых средств, чтобы обеспечить прирост речевых умений учащихся; доступные для понимания детьми как с точки зрения содержания и композиции, так и с точки зрения языка; ценные в образовательном и воспитательном отношении, интересные для детей.

В зависимости от цели различаются обучающие и контрольные изложения; от формы речи – устные (пересказы) и
письменные изложения; от способа восприятия текста – изложения прочитанного текста, изложения прослушанного текста, изложения на основе зрительного и слухового восприятия текста; по отношению к содержанию исходного текста – полные, выборочные, творческие (с дополнительным заданием) изложения; по отношению к объему исходного текста – подробные и сжатые изложения.

Коммуникативная компетенция – один из видов компетенций, формируемых у школьников при изучении русского
языка наряду с лингвистической, языковой и культуроведческой; способность и готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников является целью начального языкового образования и предполагает овладение коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для восприятия чужой речи и создания собственного высказывания в устной и письменной форме (т. е. всеми видами речевой деятельности: слушанием,
чтением, говорением и письмом).

Кроме этого, в преподавании родного языка работа по формированию коммуникативной компетенции включает в себя введение речеведческих понятий (текст, стили, типы речи, речевые жанры и т. д.) и целенаправленное обучение анализу текста.

Коммуникативно-речевые умения – умения речевого общения; осознаваемые коммуникативно-речевые действия, основанные на знании закономерностей речевой коммуникации, напонимании взаимосвязи цели, содержания речи и используемых языковых средств и их обусловленности условиями общения.

В соответствии с динамической структурой речевого действия выделяется четыре группы коммуникативно-речевых умений:

  • обеспечивающие ориентировку в ситуации общения;
  • обеспечивающие планирование содержания речи;
  • обеспечивающие формулирование мысли или ее понимание;
  • обеспечивающие осуществление самоконтроля за речью, восприятием ее собеседником и за пониманием речи партнера.

Коммуникативно-речевые умения формируются на протяжении всего школьного обучения, различия в работе на разных этапах обучения связаны с различным речевым материалом, на котором строится обучение (по тематике, стилю, жанру, строению, объему и т. д.); с большей или меньшей самостоятельностью учащихся; с преобладанием в обучающих упражнениях устной или письменной формы высказывания; с использованием различных способов обучения.

Культура речи учащихся – владение нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными, стилистическими), а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями и условиями общения.

Имеет две ступени:

  • правильность речи (соответствие нормам),
  • мастерство речи (умение выбрать наиболее точный по значению, стилистически уместный, выразительный вариант высказывания).

Уровень культуры речи определяется такими ее качествами, как правильность, точность, логичность, богатство, выразительность, уместность и др.

Нарушения (ошибки) в речи – несоблюдение правил, норм, требований к речи, ведущее к снижению ее эффективности. Выявление и систематизация типичных нарушений в речи младших школьников является основой планирования работы по развитию их речи на уроках русского языка.

Классификация нарушений в речи может осуществляться по разным основаниям.

Интересно
В зависимости от того, с какой формой речи связаны нарушения, выделяются нарушения, проявляющиеся в устной речи (произносительные), нарушения, проявляющиеся в письменной форме речи (орфографические, пунктуационные) и нарушения, не зависящие от формы речи (т. е. одинаково проявляющиеся как в говорении, так и в письме).

Нарушения, не зависящие от формы речи, в свою очередь могут различаться в зависимости от того, в какой языковой единице фиксируется ошибка: лексические, морфологические, синтаксические ошибки.

В зависимости от того, какое требование к речи и какая норма нарушается, выделяются грамматические ошибки, речевые ошибки и речевые недочеты. Ошибка (грамматическая или речевая) является нарушением правильности речи, при наличии ошибки можно констатировать: так сказать нельзя, это неправильно.

Недочет (речевой) – нарушение требований к хорошей речи: так сказать можно, но лучше (уместнее, выразительнее, точнее) сказать по-другому.

Сочинение – вид речевого упражнения, который предполагает создание текста на определенную тему. Сочинение из всех
речевых упражнений наиболее близко к естественному порождению высказывания, т. к. ученик должен сам изобрести смысловое содержание текста и найти средства выражения этого содержания.

Является средством формирования и совершенствования всех умений связной речи, а также средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, внутреннего  мира. Темы для сочинений должны быть интересны учащимся, связаны с личным опытом, значимы в образовательном и воспитательном отношении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)