Начальное языковое образование

Методика русского языка – педагогическая наука, изучающая закономерности обучения школьников русскому языку, т. е. содержание обучения, методы работы учителя и учащихся, процессы усвоения материала, трудности, возникающие при его усвоении.

Отрасли методики русского языка: методика русского языка как родного, как второго в национальной школе РФ, как иностранного; методика развития речи дошкольников, методика обучения русскому языку в начальной, в средней школе, в вузе.

Все отрасли методики русского языка опираются на единые закономерности овладения языком и речью в условиях обучения.

Методика обучения русскому языку в начальной школе – отрасль методики русского языка как родного; изучает содержание, формы и методы обучения русскому языку на уровне начального общего образования, определяет эффективность рекомендуемых методов и приемов обучения.

Включает следующие разделы: методика обучения грамоте, методика грамматики, методика обучения орфографии, методика развития речи учащихся.

Компоненты языкового образования:

  • языковая система – совокупность лингвистических знаний в виде понятий, сведений, правил, а также формируемые на основе знаний языковые умения;
  • речевая деятельность как реализация языка, включающая процессы чтения, письма, слушания, говорения;
  • речевые произведения, которые используются в процессе овладения языком и речью в качестве дидактического материала;
  • способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых и общеучебных умений;
  • культура речевого поведения;
  • культура народа – носителя языка.

Критерии успешности языкового образования – признаки, по которым оценивается результат языкового образования на определенной ступени.

Главным критерием является готовность учащихся решать практические задачи (грамматические, орфографические, лексико-стилистические, коммуникативные и т. п.) в учебных ситуациях и применять знания по языку и речеведению в жизненных условиях речевого общения.

Начальное языковое образование – языковое образование на уровне начального общего образования. Включает изучение русского языка как государственного, родного языка обучающихся (русского или не русского), иностранного языка.

Особенности начального языкового образования (в сфере изучения родного русского языка) – отличительные признаки, характеризующие процесс обучения русскому языку в начальной школе. Обусловлены прежде всего возрастными особенностями обучающихся и тем, что процесс овладения языком при переходе ребенка к школьному обучению вступает в качественно новую стадию.

Младший школьник впервые осознает язык как предмет изучения, начинает учиться читать и писать, получает представление о литературном языке и его нормах, знакомится с новыми сферами использования языка, начинает овладевать научной и деловой речью. Эти особенности учитываются при определении содержания и методов обучения русскому языку в начальной школе.

Принципы построения программ по русскому языку для начальной школы:

  • функционально-семантический: единицы языка (слово, предложение, текст) рассматриваются с точки зрения их значения и функционирования в речи, общении;
  • коммуникативно-деятельностный: обучение языку направлено на овладение умением использовать языковые средства в процессе общения, в содержание обучения входят коммуникативно-речевые умения;
  • системно-концентрический: на каждом году обучения в содержании курса представлены все уровни языковой системы во взаимосвязи, знания школьников об этих подсистемах языка постепенно, от года к году, расширяются и углубляются.

Содержательные линии в курсе русского языка – основные направления работы при обучении школьников русскому языку, которые определены программой дисциплины.

В примерной программе по русскому языку для начальной школы выделено три содержательных линии:

  • основы лингвистических знаний;
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Языковое образование школьника – процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа – носителя данного языка.

В процессе языкового образования у обучающихся формируются следующие компетенции:

  • лингвистическая – овладение знаниями о русском языке, его устройстве и учебно-языковыми умениями, связанными с анализом явлений и фактов языка;
  • языковая – овладение богатством самого языка: фонетическими, лексическими и грамматическими средствами языка и правилами их использования (нормами);
  • коммуникативная – овладение различными видами речевой деятельности в разных сферах общения на основе речеведческих знаний;

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, усвоение социально-культурных стереотипов речевого поведения и языковых единиц с национально-культурным компонентом значения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)