Методика обучения орфографии

Методика обучения орфографии – раздел методики преподавания русского языка, который изучает процесс овладения орфографией и определяет содержание и методы формирования у школьников орфографических знаний и умений.

Алгоритм действия по орфографическому правилу – совокупность точно сформулированных операций, определяющих строгую логическую последовательность действия по выбору буквы-орфограммы в соответствии с орфографическим правилом. В отличие от формулировки правила алгоритм всегда в явном и исчерпывающем виде содержит указания на все операции, входящие в состав действия проверки, и на порядок их осуществления.

Для осознания учащимися способа действия по изучаемому орфографическому правилу необходимо использовать алгоритмы в виде инструкций (памяток) по применению правила: предъявлять готовые, коллективно составлять или предлагать составить самостоятельно.

Виды орфографических упражнений. Группировка орфографических упражнений возможна по разным основаниям. По
цели орфографические упражнения бывают обучающие и контрольные. По форме выполнения упражнения могут быть устные и письменные. Среди письменных упражнений в зависимости от способа восприятия текста при записи выделяются письмо по слуху (диктанты) и списывание.

По назначению (с учетом формируемых компонентов орфографического действия) упражнения можно разделить на упражнения, направленные на формирование умения ставить орфографические задачи; упражнения, направленные на формирование умения решать орфографические задачи; упражнения, направленные на формирование целостного орфографического действия.

Грамотное письмо – письмо в соответствии с нормами современного правописания. Предполагает соблюдение правил графики, орфографии и пунктуации. В начальной школе особое внимание уделяется обучению орфографии.

Графические ошибки – вид ошибок в письменных работах учащихся, нарушения правил графики. При таких нарушениях
искажается не только написание слова, но и его произношение при чтении: жаровонки – вследствие перестановки слогов прочитать такое слово правильно невозможно.

К графическим ошибкам относятся:

  • пропуск букв и слогов: дотор (доктор);
  • вставка букв и слогов: взяали (взяли);
  • перестановка букв и слогов: солмила (сломила);
  • замена одних букв другими: бобежали (побежали), тысяща (тысяча).

Основные причины графических ошибок: недостатки произношения, в т. ч. дефекты дикции и орфоэпические ошибки под влиянием диалекта или просторечия; недостаточное развитие фонематического слуха; незнание правил графики, согласно которым твердость / мягкость согласного и звук [j] обозначаются определенным образом в зависимости от позиции; несформированность механизмов письма – самая частая причина так называемых описок.

Предупреждение графических ошибок связано с целенаправленной работой по развитию речевого слуха и произносительных навыков учащихся, а также с обучением детей самодиктовке в процессе письма.

Диктант – вид орфографического упражнения, запись воспринимаемого на слух текста или его элементов. Виды диктантов
различаются по участию зрительного восприятия (слуховой, зрительный), по единице записи (словарный, состоящий из отдельных словосочетаний, предложений, текстовый), по времени орфографического комментария (предупредительный, объяснительный), по характеру изменения диктуемого текста (выборочный, распределительный, восстановленный, свободный, творческий).

Интересно
Запоминание – один из способов усвоения правописания; ведущий способ усвоения непроверяемых написаний. Возможно как произвольное, так и непроизвольное запоминание правописания. Непроизвольное запоминание орфографии происходит независимо от сознания человека всегда, когда он читает или пишет однако его эффективность зависит от того, насколько развито у человека внимание к буквенному и морфемному составу слова; как воспринимается текст при чтении (чем «крупнее» воспринимаемая единица, тем эффективнее запоминание правописания); как часто допускаются ошибки при чтении и письме (вероятность непроизвольного запоминания ошибочного и правильного написания одинакова); сколько анализаторов задействовано при восприятии запоминаемого (лучше всего сочетание зрительного, слухового и кинестетического анализаторов). Произвольное запоминание регулируется сознанием, его успешность определяется следующими факторами: понимание запоминаемого, отнесение запоминаемого к определенной категории, многократное осознанное использование, многократное повторение и контроль.

Исправление орфографических ошибок – необходимое условие их искоренения в письменных работах учащихся и
формирования у них навыков самоконтроля. Все письменные работы учащихся обязательно проверяются. Проверка и исправление ошибок могут осуществляться самими учениками под контролем педагога (самопроверка, взаимопроверка или коллективная проверка). Если письменные работы проверяет педагог, он может использовать различные способы исправления орфографических ошибок: зачеркивание неверно написанной буквы и указание правильного варианта, подчеркивание слова с ошибкой, специальный знак на полях и др. Выбор способа исправления зависит от характера ошибки, этапа обучения и индивидуальных особенностей ученика, допустившего ошибку. После проверки работ педагогом организуется анализ допущенных ошибок и работа учащихся над ошибками.

Какография (корректура) – один из видов орфографических упражнений, в которых учащимся предлагается находить и
исправлять ошибки в неправильно написанном слове (предложении, тексте).

При выполнении такого упражнения возможно непроизвольное запоминание неверно написанного слова, поэтому какография должна использоваться избирательно – только для тех орфограмм, в которых ученик может обосновать выбор буквы.

Орфографические ошибки – вид ошибок в письменных работах учащихся, нарушения правил орфографии. В отличие от каллиграфических и графических ошибок, орфографические ошибки не сопровождаются неправильным произношением.

Орфографические ошибки могут представлять собой пропуск буквы (капусный, пасажир), вставку буквы (блестнул, хочеться), замену одной буквы другой (резинавый, москва), ошибочное слитное, раздельное или дефисное написание слов (невидел, откроет, как-будто), неверный перенос слов со строки на строку.

Основные причины орфографических ошибок связаны:

  • с отсутствием базовых орфографических знаний и умений (неразвитая орфографическая зоркость, неумение соотнести обнаруженную орфограмму с правилом, незнание орфографического правила или неумение его применять и т.п),
  • с недостаточным усвоением лингвистических знаний и умений, необходимых для применения правила (затруднения в определении ударения, в выделении морфем в слове, в морфологической характеристике слова, в установлении синтаксических связей между словами),
  • с невысоким уровнем общего и речевого развития ребенка (небольшой объем словарного запаса, невнимание к значению слова, низкий уровень техники чтения, малый опыт чтения)

Принципы орфографии – закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Правила орфографии группируются в зависимости от принципа, определяющего выбор написания.

Например, правила правописания безударных гласных в корне слова, безударных гласных в окончаниях существительных и прилагательных, непроизносимых согласных в корне слова являются приложением одного принципа к конкретным языковым явлениям: способ проверки для всех названных правил один – определение основного варианта фонемы по сильной позиции в той же морфеме (дорого́й – до́рого, доро́же; на па́рте – на луне; кра́сному – голубо́му; известный – известие). Следовательно, в основе этих правил лежит один принцип орфографии – фонематический.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)