Методические приемы обучения и их классификация

Методические приемы применяются с целью усиления возможностей того или иного метода и вне метода теряют свое значение.

Методический прием – это элемент конкретного метода, выражающий умственные или практические действия учителя и учащихся в процессе обучения.

Наиболее удачная классификация методических приемов была предложена Н.М. Верзилиным и В.М. Корсунской.

В зависимости от методических функций ими выделены организационные, логические и технические приемы.

Одни и те же приемы входят в состав различных методов обучения

Особенности каждой группы методических приемов покажем на примере практических методов обучения.

К организационным приемам относятся действия учителя, направляющие внимание, восприятие и формы организации работы учеников. Например, на практической работе учитель должен определить, будут ли ученики работать индивидуально, в парах или группами, раздать оборудование и объяснить, на какой странице учебника есть задания к практической работе, показать образец таблицы или схемы, с помощью которой будут фиксироваться результаты работы и т.п.

К техническим приемам можно отнести использование определенного лабораторного оборудования, составление инструктивных карточек, расчерчивание таблиц для практических работ, команды учителя, помогающие синхронно выполнить отдельные операции, фиксацию результатов работы и т.п.

Логические приемы помогают развивать мыслительную деятельность учащихся. К ним можно отнести постановку цели или проблемы и планирование хода практической работы вместе с учащимися; использование заданий, помогающих проанализировать свойства природных объектов, сравнить их, классифицировать, сделать выводы и обобщения.

Применение того или иного метода и приема при обучении младших школьников естествознанию зависит от:

  • целей и задач урока;
  • содержания учебного материала;
  • возрастных особенностей учащихся;
  • мастерства учителя.

Каждый метод раскрывается многими и разными по характеру методическими приемами. Их выбор зависит от педагогического мастерства учителя, от его творческих способностей. Учитель может изобретать нетрадиционные приемы или трансформировать уже известные с целью повышения эффективности учебного процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)