Методическая работа в России в советский период

В начале 20-х годов ХХ века новая советская власть учредила государственную комиссию, которую возглавили А.В. Луначарский , Н.К. Крупская и М.Н. Покровский.

Руководство дошкольными учреждениями осуществлял отдел дошкольного воспитания и помощи детям. Дошкольное образование рассматривалось как составная часть народного образования.

Впервые воспитание подрастающего поколения было объявлено государственным делом, а главной задачей дошкольного образования были определены воспитание и формирование у подрастающего поколения политических взглядов, лояльных новой власти. В опубликованной в 1920 году «Декларации по дошкольному воспитанию».

Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) объявил воспитание детей бесплатным, общественным и начинающимся с рождения. В связи со сменой идеологического вектора в воспитании – необходимость формирования коммунистической идеологии в будущих советских гражданах – отказались от чуждой западной системы воспитания.

Поскольку государственной программы воспитания дошкольников у Советского государства в первое послереволюционное десятилетие не было, достижения российской педагогики адаптировались к новым условиям. Так, в основу инструкции по ведению детскогосада и очага 1919 г. были заложены идеи свободной педагогики: «Основой детского сада и очага должны быть самодеятельность детей, свободное их творчество, игра… Необходимо создать такую обстановку, чтобы инициатива занятий исходила не от руководителей, а от самих детей.

Выбор занятий должен быть свободным, а участие в них добровольным… Игры, свободные и организованные, должны соответствовать возрасту и интересам детей. Принуждение детей к игре недопустимо».

Были организованы детские сады для детей от 4 до 8 лет, до момента поступления детей в школу… В основу работы в детских садах была заложена идея свободного воспитания, а также претворения в жизнь творческого трудового начала…

Интересно
Обосновывая выбор названия для учреждения – «очаг», педагоги считали, что данное детское учреждение не только создает необходимые условия для нормального развития ребенка, но и облегчает положение родителей, занятых тяжелым трудом и не имеющих возможности уделить должного внимания своим детям.

В этот же период большее внимание уделяется проблемам, связанным с изменениями требований к личности педагога. Одним из основных качеств педагога считается стремление донести до сознания ребенка соответствующее его возрасту содержание или умение. Обобщение исторических взглядов на роль педагога-дошкольника в развитии, воспитании и обучении детей позволило выделить функции его деятельности: воспитательно-образовательную, учебно-методическую, социальнопедагогическую. Большое внимание организации, содержанию и методам общественного дошкольного воспитания уделяла Н.К. Крупская.

Она считала, что воспитателю следует обладать способностью «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его замыслами и увлечениями, постигать его внутренний мир, быть похожим ему по духу и эмоциональной отзывчивости.

На I Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию были раскрыты основные программные требования, касающиеся общественного воспитания:

  • «…основным типом дошкольного учреждения должен стать детский сад-очаг с длительным пребыванием в нем детей, чтобы помогать делу раскрепощения женщины и эффективнее осуществлять всестороннее развитие детей;
  •  учреждения общественного дошкольного воспитания должны способствовать переустройству старой семьи, установлению
    единых задач общественного и семейного воспитания;
  • воспитательная работа в детских садах должна вестись на родном языке детей «с внесением в формы родного языка того социалистического содержания, каким проникнуто все наше строительство»;
  • органы народного образования обязаны заботиться о подготовке для этих учреждений работников, которые могли вести воспитательную работу и создавать пособия на родном языке детей…»

Основные требования к организации, содержанию и методам работы детского сада были изложены в

«Инструкции по ведению
очага и детского сада» (1919 г.).
Различие между детским садом и очагом определялось временем пребывания ребенка в дошкольном
учреждении: до 6 часов – детский сад, 8-10 часов – очаг.

В качестве путей улучшения подготовки и переподготовки кадров предлагалось: создать длительные курсы обучения педагогов; организовать повышение квалификации в процессе самой работы; организовать краткосрочные курсы трёх типов: «для наиболее отсталых групп, в том числе и для нацмен», для «средних групп работников» и для «актива».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)