Метод критической точки

Этот метод позволяет определить оптимальный вариант расположения распределительного центра при выборе из нескольких альтернатив, различающихся величиной постоянных и переменных издержек. К постоянным издержкам распределительного центра мы можем отнести арендные платежи, амортизацию оборудования, расходы на содержание здания и другие накладные расходы. К переменным издержкам относятся расходы, возникающие при обслуживании каждого клиента или при выполнении каждого заказа.

Определение критической точки при размещении распределительных центров проводится в три этапа:

  • определение величины постоянных и переменных издержек, связанных с размещением распределительного центра по каждому из рассматриваемых вариантов;
  • построение графиков зависимости полных издержек от объема реализации (уровня загрузки распределительного центра) по каждому варианту;
  • выбор варианта размещения, которому соответствуют наименьшие суммарные затраты при предполагаемом уровне загрузки.

Предположим, что наше предприятие планирует выход на рынок одной из соседних областей. Для того чтобы эффективно работать на этом рынке, мы можем или заключить договор с местным распространителем, или разместить на территории области свой распределительный центр (включающий в себя оптовый склад и сервисный центр). Возможные альтернативы и величина постоянных и переменных издержек представлены в табл. 4.1.

При изучении вариантов следует иметь в виду следующее: несмотря на то, что последний вариант имеет очень низкие постоянные и переменные издержки, мы вынуждены предоставлять нашему региональному партнеру скидку в размере 20 % от оптовой цены изделия. В денежном выражении эта скидка составит 34 тыс. руб. на каждую единицу товара. Очевидно, что переменные издержки при заключении договора с региональным представителем составят 40 тыс. руб./ед.

Оптимальный вариант размещения распределительного центра – вариант, обеспечивающий наименьшие совокупные издержки. Построим график зависимости совокупных издержек от объема реализации по каждому варианту размещения (рис. 4.2).

На рис. 4.2 ясно видно, что вариант D (заключение договора с региональным представителем) будет эффективен в случае небольшого объема сбыта. Определим точку пересечения прямых А и D (тот объем сбыта, при котором эти варианты размещения имеют равные совокупные издержки).

Если мы прогнозируем потребность в нашем товаре на уровне менее 1421 единицы, имеет смысл заключение дилерского договора (вариант D). При увеличении объема продаж более эффективным становится вариант А.

Аналогично определяются остальные критические точки, в которых становятся более эффективны варианты B (продажи составляют от 2143 до 6000 единиц) и C (предполагаемый объем продаж более 6000 единиц).

Разумеется, для принятия окончательного решения о размещении распределительного центра наша компания должна тщательно изучить свои цели, долгосрочные планы, тенденции изменения уровня затрат, перспективы вывода на рынок новых продуктов и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)