Место и роль стратегии в системе стратегического управления

Одним из ключевых понятий стратегического управления является понятие стратегия, по поводу содержания которого существуют различные точки зрения, что требует более детального рассмотрения данного понятия.

Понятие «стратегия» вошло в число часто употребляемых управленческих, а затем и маркетинговых бизнес-терминов в 50-60-е гг. ХХ в., когда вопросы перспективного планирования и задачи адекватного реагирования на изменения внешней среды организации приобрели особенно важное значение для ее успешной деятельности.

Г. Минцберг приводит пять различных толкований слова «стратегия»: стратегия как план, как ловкий прием, как паттерн, как позиция и как перспектива, а также некоторые их взаимосвязи (табл. 5).

Место и роль стратегии в системе стратегического управления

В.Е. Селиверстов справедливо отмечает: «.. что с позиций регионального стратегического планирования и управления, толкование стратегии как плана, как паттерна, как позиции и как перспективы, имеют определяющее значение».

И. Ансофф определяет стратегию как набор правил, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Для корпоративного стратегического управления он выделяет четыре группы таких правил:

  • правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание – заданием;
  • правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие, какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства перед конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией, или стратегией бизнеса;
  • правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации – организационная концепция фирмы;
  • правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность – основные оперативные приемы.

Эти группы правил В.М. Цлаф интерпретирует по отношению к государственному и муниципальному управлению как правила:

  • определяющие критерии для оценки деятельности экономической системы и социальной сферы данной территории (видимо, их следует увязывать, прежде всего, с таким интегральным показателем, как качество жизни населения);
  • регулирующие отношения данной территории с другими территориями, а также с вышестоящими уровнями государственной власти (в том числе, правила или принципы, следуя которым органы власти данной территории обеспечивают конкурентоспособность производимых на территории продукции и услуг и инвестиционную привлекательность территории, миграционная политика, межбюджетные отношения и др.);
  • регулирующие отношения между субъектами (органами управления, коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами), находящимися на данной территории (включая вопросы стимулирования экономического развития, обеспечения гарантированных Конституцией страны прав и свобод и т.п.);
  • правила принятия оперативных решений по вопросам, относящимся к компетенции органов власти данной территории.

Для оценки основных позиций в отношении конструирования и использования стратегий рассмотрим основные школы стратегирования, которые были классифицированы авторами Г. Минцбергом, Б. Альстрэндом и Дж. Лэмпелом.

Эти школы решают задачи построения стратегии в разных условиях предсказуемости будущего, для разных соотношений ролей руководителя и коллектива, власти и культуры, интуиции и анализа. Вместе с тем, как отмечает В.М. Цлаф «ни одна из перечисленных школ не определяет четко, что называется стратегией в рамках декларируемых положений.

Говорится о том, кто разрабатывает стратегию, о процессах и организациях – но что является предметом разработки и как это используется – отдается на волю читателя, который должен формировать свое мнение о стратегии и стратегическом процессе на основе весьма приблизительных представлений».

Интересно
Современное стратегическое планирование и управление конструируется с использованием элементов различных школ стратегирования, в каждом конкретном случае делается акцент на использовании тех или иных «родовых свойств» или принципов каждой из них. Тем не менее наибольшее распространение в реальных процессах управления на уровне фирм, регионов и городов получили именно принципы и подходы, заложенные в прескриптивных школах – дизайна, планирования и позиционирования.

Что касается отечественных школ, то в области как корпоративного, так и государственного управления в советский период не сложилось признанных научных концепций разработки и использования стратегий. Объяснение этому, по мнению В.М. Цлафа, состоит, в том, «что консервативность советской плановой системы, плохо считавшейся с динамичностью внешнеэкономической среды и стремившейся максимально консервировать внутриэкономическую среду, предписывала работать в идеологии долгосрочного планирования (в этой области были достигнуты серьезные и научные, и практические результаты), но не стратегического управления».

Значительная роль в развитии методологии стратегического управления принадлежит школе Г.П. Щедровицкого, где, начиная с 1970-х гг., разрабатывались принципы программного подхода к управлению развитием.  Согласно указанному методологическому подходу, стратегическое управление относится к процессам развития и может быть реализовано в рамках двух различных подходов: проектно-планового или программного.

После 1991 г. отечественные научные разработки по стратегическому управлению начались более активно. В области разработки стратегий террито-риального развития получили известность работы В.Е. Рохчина, В.Я. Любовного.

Серьезным этапом развития практики стратегического государственного управления на региональном уровне стала разработка стратегического плана Санкт-Петербурга, выполненная под руководством Б.С. Жихаревича.

За ним последовали стратегические планы ряда других областных центров. При содействии Фонда Сороса в 2000-2002 гг. были разработаны стратегии ряда малых городов России.

Однако эти работы, сделав существенный вклад в технологии и организацию стратегических разработок в России, не содержали новых фундаментальных идей и оснований, которые могли бы быть положены в основу отечественной школы стратегического управления.

Более того, многие из них были реализованы, в лучшем случае, в идеологии стратегического планирования, а не стратегического управления (хотя степень нестабильности и непредсказуемости ситуации в России была и остается в настоящее время чрезвычайно высокой), а в ряде случаев, несмотря на наименование «стратегический», представляли собой либо обычный долгосрочный план, либо некую декларацию общественного согласия относительно видения будущего, т.е. документ более политический, чем управленческий.

Актуализация экономических проблем регионов и неспособность их решения традиционными методами в настоящее время объективно требуют развития научных основ формирования системы регионального стратегического управления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)