Целеполагание в стратегическом планировании

В Федеральном законе от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» целеполагание трактуется как «определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации».

Под целью социально-экономического развития понимается «состояние экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями».

Целеполагание (процесс разработки целей) осуществляется носителями целей, которые могут быть представлены тремя основными группами:

  • население и поселения;
  • деловое сообщество и бизнес;
  • государства и его органы управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Процесс целеполагания базируется на следующих концептуальных положениях:

  • существует множество стратегических целей или пространство целей;
  • существует множество путей достижения одной цели, пространство стратегий;
  • цели могут быть типовыми (общими) и особенными;
  • цели и стратегии имеют разный масштаб времени, могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными;
  • цели и стратегии образуют иерархическую (многоуровневую) систему;
  • разработка, выбор и реализация целей и стратегий образуют непрерывный процесс.

Результаты итогового SWOT-анализа и перечень ключевых проблем используются для формулирования миссии, приоритетов13, целей и задач развития (рис. 13).

Целеполагание в стратегическом планировании

Обобщенный образ будущего региона оформляется в миссию, а миссия задает рамки для определения приоритетов, целей и задач развития объекта планирования.

Миссия – это краткая формулировка уникальной роли объекта планирования во внешней среде, ориентированная на перспективу и опирающаяся на реальные предпосылки. 

В миссии раскрываются смысл и предназначение существования объекта планирования. Миссия должна определять картину желаемого будущего объекта планирования, которая понимается, поддерживается и реализуется властью, бизнесом и населением, а также понимается и поддерживается государственной, региональной властью и крупными частными инвесторами. Формулировка миссии должна быть тщательно продумана, так как ее роль – обеспечить устойчивость, стабильность и ясность конечной цели объекта планирования.

Приоритеты раскрываются через взаимосвязанную систему стратегических целей первого уровня (СЦ) и целей второго уровня (Ц), для достижения которых поставлены задачи (З).

Цели — это широкие заявления о намерениях, они интерпретируют формулировку миссии объекта планирования и служат важным мостом между миссией и задачами.

Цели могут быть классифицированы по следующим признакам:

  • по охвату проблемы (стратегические, тактические, оперативные);
  • по сроку действия (долгосрочные (более 6 лет), среднесрочные (от 3 до 6 лет), краткосрочные (до 3 лет);
  • по приоритетности (особо приоритетные, приоритетные, прочие).

Стратегическая цель развития объекта планирования представляет собой долгосрочные ориентиры, реализация которых обеспечивает переход объекта планирования в новое качественное состояние, соответствующее интересам населения, делового сообществ и органов управления.

Главный принцип при формировании целей – это их декомпозиция, т.е. построение «дерева целей», трансформирующегося в комплекс задач их реализации.

Соотношение целей и задач представлено на рис. 14.

Целеполагание в стратегическом планировании

Задачи конкретизируют широко сформулированные цели и обеспечивают переход от стратегического направления к действиям.

Для реализации каждой цели разрабатывается обычно несколько задач, которые, как правило, имеют количественную и временную определенность и рассчитаны на реализацию в течение 1-2 лет.

Они измеримы и, следовательно, степень их достижения может быть оценена посредством постоянного мониторинга.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)