Планирование и программирование в стратегическом планировании
«Планирование – деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.
Программирование – деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания».
Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определены документы, разрабатываемые в рамках планирования и программирования:
- на федеральном уровне (основные направления деятельности Правительства Российской Федерации; государственные программы Российской Федерации; государственная программа вооружения; схемы территориального планирования Российской Федерации; план деятельности федерального органа исполнительной власти);
- на региональном уровне (план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; государственные программы субъекта Российской Федерации; схема территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схема территориального планирования субъекта Российской Федерации);
- на муниципальном уровне (план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития, муниципальные программы).
Так, например, переходным документом стратегического планирования на уровне субъекта является План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 36 ФЗ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» он должен содержать:
- «этапы реализации стратегии, выделенные с учетом установленной периодичности бюджетного планирования: три года (для первого этапа реализации стратегии и текущего периода бюджетного планирования) и три – шесть лет (для последующих этапов и периодов);
- цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, приоритетные для каждого этапа реализации стратегии;
- показатели реализации стратегии и их значения, установленные для каждого этапа реализации стратегии;
- комплексы мероприятий и перечень государственных программ субъекта Российской Федерации, обеспечивающие достижение на каждом этапе реализации стратегии долгосрочных целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, указанных в стратегии;
- иные положения, определенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации».
Реализация стратегии развития предполагает использование программно-проектного подхода к управлению. Е. Г. Анимица, Н. В. Новикова и В. А. Сухих отмечают:
Использование программно-проектного метода предполагает разработку программы, которая охватывает наиболее актуальные и значимые проблемы, находящиеся в пределах компетенции органов управления и наполнение ее проектами, ориентированными на решение конкретных задач.
Следовательно, программирование – это процесс разработки программы с определением (предписанием) последовательности действий и целевого предназначения, выбор вариационного (альтернативного) развития с достижением запрограммированного результата.
Общая схема программирования представлена на рис. 16.
В структуре программ выделяются подпрограммы, содержащие основные мероприятия/ведомственные целевые программы и/или проекты (программы), направленные на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений.
Цели программы реализуются по «частям», путем разбиения ее на отдельные задачи. Постепенно от программы отделяются, проекты для решения каких-либо конкретных четко сформулированных задач. Программа долговечна – она существует до тех пор, пока существует проблема. Напротив, проекты недолговечны – они заканчивают свою жизнь, когда решена та или иная задача.
Системное внедрение проектного управления в деятельность органов государственной власти началось с принятием в 2016 г. указа Президента РФ от 30 июня 2016 г. № 306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам» и было обусловлено необходимостью концентрации усилий, финансов, управленческих талантов на наиболее важных задачах в условиях, когда ресурсы ограничены, а риски высоки.
В настоящее время в регионе ведется разработка региональных проектов в рамках федеральных проектов, направленных на достижение и выполнение указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».
- Теоретические аспекты управления пространственным развитием региона
- Мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования
- Целеполагание в стратегическом планировании
- Прогнозирование и построение сценариев развития
- Стратегический анализ
- Организация процедуры стратегического планирования
- Проблемы информационного обеспечения стратегического планирования на муниципальном уровне
- Информационное обеспечение стратегического планирования
- Система стратегического управления и планирования РФ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу