Планирование и программирование в стратегическом планировании

«Планирование – деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.

Программирование – деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания».

Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определены документы, разрабатываемые в рамках планирования и программирования:

  • на федеральном уровне (основные направления деятельности Правительства Российской Федерации; государственные программы Российской Федерации; государственная программа вооружения; схемы территориального планирования Российской Федерации; план деятельности федерального органа исполнительной власти);
  • на региональном уровне (план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; государственные программы субъекта Российской Федерации; схема территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схема территориального планирования субъекта Российской Федерации);
  • на муниципальном уровне (план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития, муниципальные программы).

Так, например, переходным документом стратегического планирования на уровне субъекта является План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 36 ФЗ от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» он должен содержать:

  • «этапы реализации стратегии, выделенные с учетом установленной периодичности бюджетного планирования: три года (для первого этапа реализации стратегии и текущего периода бюджетного планирования) и три – шесть лет (для последующих этапов и периодов);
  • цели и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, приоритетные для каждого этапа реализации стратегии;
  • показатели реализации стратегии и их значения, установленные для каждого этапа реализации стратегии;
  • комплексы мероприятий и перечень государственных программ субъекта Российской Федерации, обеспечивающие достижение на каждом этапе реализации стратегии долгосрочных целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, указанных в стратегии;
  • иные положения, определенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации».

Реализация стратегии развития предполагает использование программно-проектного подхода к управлению. Е. Г. Анимица, Н. В. Новикова и В. А. Сухих отмечают:

«Теоретически программа и проект – это механизм решения некой большой или малой проблемы в той или иной социально-экономической системе, перевода ее в иное состояние, нахождение альтернативы для улучшения функционирования системы, придания ей новых качественных характеристик».

Использование программно-проектного метода предполагает разработку программы, которая охватывает наиболее актуальные и значимые проблемы, находящиеся в пределах компетенции органов управления и наполнение ее проектами, ориентированными на решение конкретных задач.

Интересно
С позиций современной экономической науки «программа» – это предписание (предположение) предстоящей деятельности, краткое изложение на основе четких правил систематизированных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-управленческих и других работ, обеспечивающих решение целевых установок (решение какой-либо проблемы) в сфере государственного, экономического, социального и иного развития страны, ее регионов и городов (муниципальных образований).

Следовательно, программирование – это процесс разработки программы с определением (предписанием) последовательности действий и целевого предназначения, выбор вариационного (альтернативного) развития с достижением запрограммированного результата.

Постановка проблем (проблематизация) и определение методов и путей их решения составляет суть (ядро) программной организации работ».

Общая схема программирования представлена на рис. 16.

Планирование и программирование в стратегическом планировании

В структуре программ выделяются подпрограммы, содержащие основные мероприятия/ведомственные целевые программы и/или проекты (программы), направленные на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений.

Цели программы реализуются по «частям», путем разбиения ее на отдельные задачи. Постепенно от программы отделяются, проекты для решения каких-либо конкретных четко сформулированных задач. Программа долговечна – она существует до тех пор, пока существует проблема. Напротив, проекты недолговечны – они заканчивают свою жизнь, когда решена та или иная задача.

Системное внедрение проектного управления в деятельность органов государственной власти началось с принятием в 2016 г. указа Президента РФ от 30 июня 2016 г. № 306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам» и было обусловлено необходимостью концентрации усилий, финансов, управленческих талантов на наиболее важных задачах в условиях, когда ресурсы ограничены, а риски высоки.

Реализация проектного управления на сегодняшний день является одним из трендов в организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Участие органов исполнительной власти субъектов РФ в национальных проектах осуществляется путем подготовки региональных составляющих национальных проектов на принципах проектного управления.

В настоящее время в регионе ведется разработка региональных проектов в рамках федеральных проектов, направленных на достижение и выполнение указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)