Местный и федеральный розыск

Если в результате проведения первоначальных розыскных мероприятий местонахождение разыскиваемых лиц не установлено, осуществляется местный розыск. Согласно действующим нормативным актам под местным розыском понимается комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий органа внутренних дел, направленных на обнаружение разыскиваемого лица, при котором локально используется сигнальная система оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро, то есть розыск осуществляется в местах вероятного появления (нахождения) разыскиваемого. Он начинается, как правило, после проведения первоначальных розыскных мероприятий.

Все мероприятия местного розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, проводятся по розыскным делам. Розыскное дело, являющееся делом оперативного учета (ДОУ) заводится не позднее 10 суток (кроме случаев, не терпящих отлагательства) с момента поступления в орган внутренних дел сведений о необходимости проведения розыскных действий на основании постановления дознавателя, следователя, определения суда, постановления судьи об объявлении розыска обвиняемого (подозреваемого), подсудимого, осужденного.

Розыскное дело на подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, совершивших побег из ИВС, СИЗО или из-под конвоя, заводится аппаратом уголовного розыска территориальных органов внутренних дел незамедлительно (после проведения первоначальных розыскных мероприятий). Основанием для его заведения является постановление дознавателя, следователя или судьи, в производстве которого находится уголовное дело, об объявлении розыска. Розыск лица, скрывшегося в ходе оперативной разработки, ведется в рамках оперативного дела (ДОУ).

Поручая производство розыска обвиняемого, следователь не вправе определять методы, которые должен использовать орган дознания. Методы розыска и конкретные действия выбираются органом дознания самостоятельно, исходя из обстоятельств в каждом отдельном случае. Не позднее трех дней после принятия решения о розыске следователь должен передать органу дознания копию постановления и справки о личности обвиняемого, подозреваемого.

Интересно
В справках, прилагаемых к поручению о розыске обвиняемого, подозреваемого, должны быть указаны данные, которые будут способствовать скорейшему розыску. В перечень этих данных входят фамилия, имя, отчество обвиняемого, подозреваемого, время и место его рождения, национальность, образование, место жительства, место работы, семейное положение, наличие судимостей.

Если у лица несколько фамилий, то указываются все. В случае проживания лица в разных регионах должны быть указаны все прежние места проживания и работы, место проживания родственников и лиц, у которых обвиняемый может находиться. В справках приводятся и иные данные о личности: наличие особых примет, черты характера, привычки, хронические заболевания, физические недостатки. Если лицо было ранее судимо, указывается место отбывания наказания, круг общения при отбытии наказания и место проживания этих лиц.

Сообщается о лицах, которые помогли или могут помочь скрыться обвиняемому. Обязательно должно быть указано о способности обвиняемого, подозреваемого владеть оружием, приемами самообороны и о вероятности оказания лицом сопротивления при задержании. К справкам прилагается фотография обвиняемого, подозреваемого или подробное описание его внешности, словесный портрет, копии дактилокарт.

Розыск лица, в связи с отсутствием которого возбуждено уголовное дело по признакам ст. 126 УК РФ (похищение человека), ведется оперативным подразделением ОВД, в компетенцию которого входит раскрытие этого преступления.

В случаях, когда в процессе расследования уголовного дела, возбужденного по факту безвестного отсутствия лица, получены убедительные доказательства, свидетельствующие о том, что пропавший без вести не стал жертвой преступления, уголовное дело подлежит прекращению по п. 1. ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Согласно совместному указанию Генеральной прокуратуры и МВД РФ отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из ниже приведенных признаков служат основанием для возбуждения уголовного дела.

Следователь Следственного комитета производит согласно требованиям статей 176, 177, 180 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации неотложные следственные действия, привлекая при необходимости к этой работе соответствующих специалистов. Одновременно следователь в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 38 УПК РФ поручает органу дознания проведение оперативно-розыскных мероприятий.

О признаках совершения преступления в отношении разыскиваемого могут свидетельствовать, например, следующие обстоятельства:

  • отсутствие объективных данных, указывающих на намерение человека беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить жилище;
  • отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;
  • наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия;
  • наличие у пропавшего значительных денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников;
  • исчезновение человека с автотранспортом;
  • отсутствие в течение длительного времени данных о местонахождении исчезнувшего лица (в том числе пропавшего со средствами мобильной связи);
  • исчезновение человека, связанное с отчуждением его собственности;
  • наличие в месте последнего пребывания (местонахождения) исчезнувшего (в том числе в автотранспорте), рабочем помещении или ином месте признаков и следов, указывающих на возможное совершение преступления;
  • отсутствие в правоохранительном органе заявления о безвестном исчезновении человека (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать;
  • наличие у исчезнувшего лица конфликтных ситуаций в быту, на работе, в связи с его общественной деятельностью, долговыми или кредитными обязательствами;
  • наличие угроз в адрес исчезнувшего лица;
  • наличие объяснений лиц о возможном совершенном преступлении против пропавшего без вести;
  • безвестное исчезновение малолетних (до 14 лет) или несовершеннолетних (до 18 лет) лиц;
  • внезапный (срочный) ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез;
  • длительное неполучение гражданином начисленной пенсии и иных социальных выплат (пособий) при отсутствии уважительных причин;
  • поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (переоформление или продажа собственности и имущества пропавшего, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом);
  • исчезновение сотрудников государственных органов власти и управления (в том числе сотрудников правоохранительных органов);
  • наличие сведений о преступной деятельности и преступных связях пропавшего;
  • исчезновение женщин, занимающихся проституцией или иными видами сексуальных услуг.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может пополняться другими обстоятельствами в процессе практической деятельности или с учетом местных особенностей. Для обоснованного выдвижения версий исчезновения и вывода о наличии признаков преступления необходимо учитывать совокупность данных, логически связанных между собой. При оценке обстоятельств исчезновения следует исходить из презумпции, что лицо стало жертвой преступления, поскольку результаты первоначальных розыскных мероприятий свидетельствуют об отсутствии сведений о его местонахождении.

В случае поступления заявления или сообщения о безвестном исчезновении гражданина при отсутствии очевидных признаков совершения в отношении его преступления в целях выяснения обстоятельств исчезновения, сбора идентификационного материала органом дознания в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 176 УПК РФ, проводится осмотр последнего местонахождения (места пребывания, жительства) лица и составляется протокол согласно статье 180 УПК РФ. При необходимости для участия в осмотре привлекаются соответствующие специалисты.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий по сообщению о безвестном исчезновении лица без данных о совершении преступления подробно выясняются обстоятельства, относящиеся к событию его исчезновения (время, место, способ и другие), сведения, характеризующие его личность и психоэмоциональное состояние, круг связей разыскиваемого лица. Если без вести пропавшее лицо не обнаружено и не получены данные, указывающие на совершение в отношении его преступления, сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел заводит розыскное дело в сроки, установленные ведомственными нормативными актами, о чем уведомляет прокурора.

При получении в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий данных о совершении в отношении пропавшего без вести лица преступления, относящегося к подследственности Следственного комитета, должностное лицо, осуществляющее розыск, составляет рапорт об обнаружении признаков преступления и выносит постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности, которые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 145 УПК РФ вместе с материалами проверки незамедлительно передаются в следственный орган Следственного комитета. Одновременно копия постановления о передаче сообщения направляется прокурору.

При возбуждении следователем Следственного комитета уголовного дела розыскное дело прекращается, а все оперативно-розыскные мероприятия, в том числе объявление пропавшего лица в федеральный розыск, проводятся в рамках оперативно-поискового дела.

Успех розыскной работы во многом зависит от избранной тактики осуществления розыска, эффективности применения оперативно-розыскных сил, средств и методов. Когда меры местного розыска исчерпаны, а его цель не достигнута, объявляется федеральный розыск.

Федеральный розыск – комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий органов внутренних дел, направленный на обнаружение разыскиваемого лица, при котором используется система всех оперативно-справочных учетов информационных центров и адресных бюро, МВД, УВД регионов, входящих в Российскую Федерацию.

Федеральный розыск осуществляется во взаимодействии органов внутренних дел, оперативных подразделений иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с использованием возможностей других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в целях установления местонахождения и задержания лиц, обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от органов дознания, следствия, суда и исполнения уголовного наказания, в том числе совершивших побег из мест лишения свободы, а также лиц, пропавших без вести.

В органах внутренних дел инициатор розыска заполняет и направляет через информационные центры (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ в ГИАЦ МВД России постановление об объявлении федерального розыска, утвержденное уполномоченным на то должностным лицом. Централизованный учет лиц, объявленных в федеральный розыск, осуществляется ГИАЦ МВД России с использованием автоматизированной информационной системы (АИС). При получении постановления об объявлении федерального розыска ГИАЦ МВД России передает информацию о разыскиваемых лицах по каналам магистральной сети передачи данных (МСПД) МВД России и сети рассылки информации во все МВД, ГУВД, УВД для размещения в оперативно-справочных картотеках и адресно-справочных бюро.

Незамедлительному объявлению в федеральный розыск подлежат обвиняемые, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов; вооруженные огнестрельным оружием либо имеющие вещества, применение которых может привести к массовой гибели людей или причинить вред их здоровью; разыскиваемые за приготовление, покушение или совершение преступлений террористического характера; члены террористических организаций, организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций).

Оперативные подразделения органов внутренних дел и других субъектов ОРД проводят розыскные мероприятия в пределах компетенции и в соответствии с заданиями и поручениями. Поручения содержат перечень необходимых мероприятий по проверке разыскиваемого лица по банкам данных и мер по предупреждению уклонения обвиняемого, осужденного от дознания, следствия, суда и исполнения уголовного наказания.

Розыскное дело и соответственно местный или федеральный розыски прекращаются в случаях:

  • если лицо разыскано;
  • при прекращении уголовного дела или вынесении определения суда о неприведении приговора в исполнение;
  • в случае выявления факта необоснованного заведения розыскного дела;
  • если со времени объявления в розыск без вести пропавшего (без возбуждения уголовного дела) прошло 15 лет.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)