Межгосударственный и международный розыск

Во время существования СССР органами внутренних дел розыск лиц за рубежом практически не осуществлялся, а такие категории лиц, как военные преступники, не возвратившиеся в СССР во время пребывания за границей, изменники Родины, совершившие преступления международного характера, разыскивались в основном подразделениями ГРУ и КГБ СССР.

В период 1991-1993 гг., после распада СССР на ряд независимых государств и изменений, происшедших в экономической, политической, социальной жизни России и других стран СНГ, развития международного сотрудничества и международных отношений, постепенно, по мере совершенствования национального законодательства возникли определенные сложности в осуществлении розыска лиц за пределами Российской Федерации как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Соответственно в розыскной деятельности появились такие направления, как межгосударственный и международный розыск.

Взаимодействие между органами внутренних дел стран СНГ осуществляется на основе следующих документов:

  • Соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, заклю-ченного 24 апреля 1992 г. в г. Алма-Ате;
  • Соглашения о взаимодействии в сфере обмена информацией, подписанного 3 августа 1992 г. в г. Чолпон-Ате;
  • Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по семейным, гражданским, уголовным делам, принятой 22 января 1993 г. в г. Минске и ряда других актов.

Впервые понятие такого направления оперативно-розыскной деятельности ОВД, как «межгосударственный розыск», было введено решением Совета министерств внутренних дел государств СНГ 12 сентября 1997 г. (г. Баку) «О едином порядке объявления и прекращения межгосударственного розыска в рамках СНГ». Была утверждена инструкция, определявшая единый порядок взаимодействия МВД стран СНГ при осуществлении межгосударственного розыска лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, уклоняющихся от исполнения уголовных наказаний и решений судов по искам, без вести пропавших лиц, идентификации неопознанных трупов.

В г. Москве государствами – участниками СНГ подписан «Договор государств – участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц». Межгосударственный розыск – это комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-аналитических и иных мероприятий министерств внутренних дел, осуществляемых в соответствии с межгосударственными соглашениями и национальным законодательством с использованием Межгосударственного информационного банка (МИБ) и направленных на обнаружение в целях последующего ареста или предоставление информации обо всех категориях разыскиваемых, находящихся за пределами государства – инициатора розыска, но в пределах территории государств – участников СНГ.

В редакции Регламента компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц приведено более дифференцированное его определение, под которым понимается комплекс оперативно-разыскных, поисковых, информационно-аналитических и иных мероприятий с задействованием Межгосударственного информационного банка (далее – МИБ), направленных на обнаружение, задержание и заключение под стражу в целях выдачи или осуществления уголовного преследования лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда и уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; установление места нахождения лиц, уклоняющихся от исполнения решений судов по искам; установление места нахождения лиц, пропавших без вести или утративших связь с родственниками; установление личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные; установление личности человека по неопознанному трупу; предоставление информации обо всех категориях разыскиваемых и устанавливаемых лиц, находящихся за пределами государства – инициатора розыска, но на территориях государств – участников СНГ.

Межгосударственный розыск объявляется в случаях, когда меры розыска, предпринятые государством – инициатором розыска, не привели к установлению или задержанию разыскиваемого и имеются основания предполагать, что разыскиваемое лицо выехало или намеривалось выехать в другое государство СНГ либо имеются сведения о наличии родственных и иных связей разыскиваемого на территории одной или нескольких стран Содружества.

Для осуществления межгосударственного розыска подготавливается запрос, который направляется в письменной форме на официальном бланке компетентного органа запрашивающей Стороны, подписывается руководителем этого органа и удостоверяется гербовой печатью.

Запросы, направляемые компетентными органами или их территориальными подразделениями в отношении разыскиваемых лиц без указания информации, обосновывающей возможность их пребывания на территории оперативного обслуживания компетентного органа запрашиваемой стороны, и не содержащие сведений, подлежащих проверке, исполнению не подлежат, и ответы на них не даются.

В случаях, когда надлежащим образом оформленные запросы не исполнены (исполнены некачественно или не в полном объеме), инициатор запроса вправе направить запрос в вышестоящее подразделение своего компетентного органа для последующего информирования компетентного органа запрашиваемой Стороны в установленном порядке. В случае получения запроса с наличием фотографии с указанием особых примет или способа совершения преступления, представляющего оперативный интерес, по решению руководителя территориального подразделения компетентного органа сведения могут быть помещены в соответствующий банк данных оперативной информации.

В безотлагательных случаях запрос может передаваться:

  • шифротелеграммами;
  • в электронном виде по магистральной сети передачи данных;
  • с использованием иных технических средств передачи текста;
  • устно с последующим обязательным письменным подтверждением в срок не позднее трех суток.

В запросе указываются наименования компетентных органов запрашивающей и запрашиваемой Сторон; номер, дата и основание заведения розыскного дела; цель и обоснование запроса; при необходимости – описание особого порядка исполнения запроса и обоснование этой необходимости; иные сведения, которые могут быть
необходимы для исполнения запроса.

Незамедлительно объявляются в межгосударственный розыск обвиняемые, подсудимые, осужденные и лица, без вести пропавшие, при наличии достоверной информации об их пребывании или намерении выехать в другие государства СНГ. Сведения о лицах, объявленных в межгосударственный розыск, информационными центрами министерств внутренних дел (или иными уполномоченными органами, выполняющими данные функции в соответствии с национальным законодательством) передаются в ГИАЦ МВД России шифротелеграммами с последующим направлением в пятидневный срок постановлений на объявление межгосударственного розыска обвиняемых, подсудимых, осужденных и лиц, без вести пропавших.

Сведения о лицах, объявленных в межгосударственный розыск информационными центрами министерств внутренних дел, срочно передаются в межгосударственный информационный банк данных по каналам шифрованной связи с последующим направлением постановления об объявлении межгосударственного розыска. МИБ информацию на указанных лиц немедленно передает в информационные центры министерств внутренних дел для размещения в оперативно-справочных картотеках информационных центров и адресных бюро. В отношении лиц, разыскиваемых правоохранительными органами государств – участников СНГ, проводятся оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Международный розыск. Розыск лиц различной категории органами внутренних дел РФ в других государствах может осуществляться следующими средствами:

  • путем направления международного следственного поручения;
  • направление запроса о проведении определенных (конкретных) оперативно-розыскных мероприятий;
  • осуществление прямых контактов в случаях, предусмотренных законодательством;
  • направление запроса об идентификации и проверке по учетам Генерального секретариата и по национальным учетам иностранных государств, по банку данных НЦБ Интерпола;
  • объявление международного розыска.

В контексте уголовного права международное следственное поручение определяется как мандат судебных властей одной страны иностранным судебным властям на выполнение вместо себя одного или более определенного действия. Международные следственные поручения служат для установления связи между одними судебными властями и другими. Они не касаются международной взаимной помощи между полицейскими силами. В этом случае подразделения правоохранительных органов, осуществляющие розыскную деятельность, выступают в роли инициаторов подготовки таких поручений.

Международные следственные поручения чаще всего передаются через дипломатические каналы. Обычно правительство решает, санкционировать или отказать в исполнении запроса. Чтобы ускорить процедуру, некоторые международные документы (например, Европейская конвенция по взаимной помощи по уголовным делам) разрешают прямую передачу следственного поручения между судебными властями или между центральными властями. Двусторонние соглашения и соглашения между соседними странами также предусматривают прямую передачу.

В Российской Федерации международное следственное поручение о розыске, задержании и выдаче лица по инициативе розыскных подразделений готовится Генеральной прокуратурой РФ и отправляется дипломатической почтой в посольство РФ за рубежом. Посольство готовит обращение в министерство иностранных дел этой страны, которое передает поручение в министерство юстиции (или иные компетентные органы), откуда оно направляется непосредственному исполнителю – подразделению, осуществляющему оперативно-розыскные функции. Этот способ довольно длителен в связи с тем, что подготовка поручения, его рассмотрение в другом государстве, прохождение через различные инстанции занимают довольно много времени, но в то же время – самый надежный, т.к. обе стороны обязаны выполнять свои обязательства по международным соглашениям и договорам.

Интересно
В состав поручения входят подлинники всех процессуальных документов, подтверждающих привлечение лица к уголовной ответственности, описание и квалификация деяния, содержание поручения, данные о разыскиваемом лице и другие сведения, необходимые для исполнения поручения. Существуют также положения, предусматривающие передачу следственного поручения через каналы Интерпола в экстренных ситуациях. Во всех случаях подтверждение нужно обеспечить через дипломатический канал.

В исполнении международного следственного поручения может быть отказано, если имеется вероятность того, что это будет противоречить государственной политике, безопасности или суверенитету запрошенного государства. В некоторых случаях для организации проведения мероприятий по розыску лиц предусмотрены так называемые прямые контакты, регламентированные Положением о Национальном центральном бюро Интерпола Министерства внутренних дел Российской Федерации предусматривают непосредственное обращение по различным каналам связи в органы зарубежных государств (это касается сопредельных государств в пограничных районах), выполняющих полицейские функции в особых, не терпящих отлагательства случаях. После обращения необходимо немедленно через национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола направить запрос о розыске и выдаче лица. В таких случаях проводятся только мероприятия по установлению местонахождения лица и при необходимости установления контроля за его передвижением до получения необходимых документов о задержании или аресте по официальным каналам.

Международный розыск – это комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных государств (исключая государства СНГ), направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства – инициатора розыска.

Согласно Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, международный розыск осуществляется через посредничество НЦБ Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.

Бюро выполняет функции головного оперативного подразделения МВД России в области взаимодействия с Интерполом и Европолом, осуществления международного обмена информацией об уголовных преступлениях, обеспечения содействия в выполнении запросов правоохранительных органов иностранных государств об осуществлении розыска, задержании и выдаче лиц, обвиняемых в совершении уголовных преступлений, а также розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов. Бюро осуществляет свою деятельность в сфере противодействия преступлениям, за исключением уголовно наказуемых деяний политического, военного, религиозного или расового характера.

Через НЦБ Интерпола осуществляется международный розыск лиц:

  • обвиняемых, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
  • осужденных, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы или совершивших побег из мест лишения свободы;
  • лиц, пропавших без вести.

НЦБ Интерпола обеспечивает взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации и правоохранительных органов иностранных государств – членов Интерпола в ходе осуществления ими международного розыска. Через НЦБ Интерпола возможно объявление международного розыска только на территории иностранных государств – членов Интерпола.

Международный розыск объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий:

  • получены данные о выезде разыскиваемого за пределы Российской Федерации;
  • достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;
  • получена информация об имевшемся у разыскиваемого намерении выехать из Российской Федерации с деловой или другой целью.

Лицо объявляется в международный розыск после либо одновременно с объявлением федерального розыска. При наличии подтвержденных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации международный розыск объявляется незамедлительно, одновременно с объявлением лица в федеральный розыск. Международный розыск не подменяет собой межгосударственный розыск в пределах государств – участников СНГ. Он может осуществляться параллельно с ним, но при этом обязательным условием является предварительное или одновременное объявление межгосударственного розыска. Каналы Интерпола для осуществления межгосударственного розыска на территории государств – участников СНГ не задействуются.

Через НЦБ Интерпола не осуществляется международный розыск обвиняемых и осужденных за совершение преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер. Обвиняемые, скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда, объявляются в международный розыск через НЦБ Интерпола при условии, что они обвиняются в совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления.

Решение об объявлении лица в международный розыск принимается органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, которому поступило на исполнение постановление о розыске обвиняемого или указание прокурора соответственно. Решение оформляется постановлением об объявлении лица в международный розыск, которое выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и заверяется печатью.

Одновременно с вынесением постановления об объявлении обвиняемого, осужденного в международный розыск органом, вынесшим соответствующее постановление, в Департамент пограничного контроля Федеральной службы безопасности Российской Федерации в установленном порядке направляется запрос о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. На протяжении всего периода международного розыска обвиняемого или осужденного запросы о постановке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации обновляются по мере истечения срока контроля.

При объявлении обвиняемого, осужденного или лица, пропавшего без вести, в международный розыск НЦБ Интерпола может использовать следующие возможности:

  • направление запроса о розыске во все иностранные государства – члены Интерпола;
  • подготовку и передачу в Генеральный секретариат ходатайств об издании международных уведомлений: с желтым углом (YELLOW NOTICE) – о розыске лица, пропавшего без вести, с синим углом (BLUE NOTICE) – о розыске обвиняемого, осужденного в целях установления его местонахождения, с красным углом (RED NOTICE) – о розыске обвиняемого, осужденного в целях его ареста и выдачи.
    Основания для вынесения решения о прекращении международного розыска лиц, пропавших без вести:
  • установление местонахождения разыскиваемого на территории иностранного государства;
  • установление местонахождения разыскиваемого на территории Российской Федерации;
  • обнаружение на территории иностранного государства или в Российской Федерации трупа, идентифицированного как разыскиваемый;
  • получение документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого.

Основания для вынесения решения о прекращении международного розыска обвиняемых, осужденных, разыскиваемых в целях установления местонахождения:

  • установление местонахождения разыскиваемого на территории иностранного государства, если принято решение о подготовке и направлении в установленном порядке ходатайства об оказании компетентными органами иностранного государства правовой помощи по уголовному делу и со следователем согласовано постановление о прекращении международного розыска;
  • установление местонахождения разыскиваемого на территории Российской Федерации;
  • обнаружение на территории иностранного государства или в Российской Федерации трупа, идентифицированного как разыскиваемый;
  • получение документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого;
  • прекращение уголовного преследования в отношении разыскиваемого;
  • прекращение уголовного дела;
  • отмена ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу.

Основания для вынесения решения о прекращении международного розыска обвиняемых, осужденных, разыскиваемых в целях ареста и выдачи:

  • выдача или депортация разыскиваемого лица из иностранного государства в Российскую Федерацию;
  • передача в соответствии со ст. 458 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в компетентные органы иностранного государства материалов уголовного дела с ходатайством о возбуждении уголовного преследования в отношении обнаруженного за рубежом обвиняемого на территории запрашиваемого иностранного государства;
  • задержание разыскиваемого лица на территории Российской Федерации;
  • обнаружение на территории иностранного государства или в Российской Федерации трупа, идентифицированного как разыскиваемый;
  • получение документально подтвержденных сведений о смерти разыскиваемого лица;
  • прекращение уголовного преследования в отношении разыскиваемого лица;
  • прекращение уголовного дела;
  • отмена меры пресечения в виде заключения под стражу. Постановление о прекращении международного розыска выносится сотрудником, осуществляющим розыскную работу, органа – инициатора объявления лица в международный розыск либо того органа, которому перепоручен розыск.

Сведения о лице, международный розыск которого был прекращен, хранятся в банке данных НЦБ Интерпола в течение пяти лет с момента прекращения розыска, если за это время не поступит каких-либо дополнительных сообщений о данном лице.
Таким образом, в современных условиях розыскная деятельность актуальна, социально необходима и востребована гражданским обществом.

В соответствии с уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством, а также ведомственной регламентацией под розыскной работой органов внутренних дел понимают деятельность по обнаружению разыскиваемых лиц, установлению личности неизвестных граждан, предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)