Менеджмент категорийный
Необходимость поиска дополнительных источников роста эффективности деятельности торговых предприятий потребовала разработки и внедрения новых методов управления, в ряду которых особое место занял метод управления товарными категориями – категорийный менеджмент.
Предпосылками формирования системы категорийного менеджмента ранее в странах Запада, а в настоящее время и в России, являются:
- изменение структуры потребительского спроса;
- обострение конкуренции в сфере торговли;
- мировой кризис и снижение конъюнктуры рынка, приведшие к снижению платежеспособного спроса.
Категорийный менеджмент – это процесс управления ассортиментом, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица. Цели категорийного менеджмента заключаются в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в повышении эффективности взаимодействия между поставщиком (производителем) и продавцом (торговой сетью). По каждой категории отслеживаются показатели оборота и прибыльности, формируются цели и стратегии ее развития.
В России категорийный менеджмент появился в начале 2000-х годов усилиями торговой сети Рамстор и компании Gillette. Внедрение категорийного менеджмента способствует совместному построению бизнеса и укреплению взаимодействия ритейлеров и производителей для развития взаимного обмена информацией (в том числе об объемах продаж) и совместной аналитической работы.
Таким образом, основным мотивом внедрения принципов категорийного менеджмента является желание торговых сетей привлечь поставщиков к развитию их бизнеса за счет более глубокого знания поставщиками рынка своих товарных категорий. Подобная ситуация наблюдается в настоящее время в российских условиях, когда возможности снижения поставщиками цен практически исчерпаны и основной потенциал роста их бизнеса заложен в увеличении объемов продаж.
К сопутствующим элементам – партнерские отношения, информационные технологии, оценка результатов и возможности магазина. Только наличие всех этих элементов может свидетельствовать о внедрении в торговой компании системы категорийного менеджмента (рис. 3.4).
Категорийный менеджер отвечает за весь комплекс работ по приобретению и продвижению товаров определенной, четко сформированной ассортиментной группы, устанавливает деловые связи с поставщиками или розничными операторами, ищет пути оптимизации расходов на снабжение и логистику, организует и курирует мероприятия по продвижению товаров соответствующей категории.
Категория как объект управления в категорийном менеджменте представляет собой отдельные группы продукции, которые покупатели ощущают как взаимосвязанные и взаимозависимые в удовлетворении их потребностей.
Сегментация и наименование категорий осуществляются на основе изучения запросов потребителей с использованием рейтингов продаж и фокус-групп. Критериями сегментации выступают основные потребительские свойства продукции, удовлетворяющие одинаковые потребности клиентов, из которых выделяются ключевые.
Результатом этой аналитической работы является формирование ассортиментного классификатора, верхний уровень которого в зависимости от широты ассортимента представляет собой товарное направление, а следующий уровень – товарные категории, которые в случае значительной глубины ассортимента и целесообразности с точки зрения покупательского поведения подразделяются на подкатегории, группы и подгруппы, бренды и артикулы.
Продукты, вносимые в товарную категорию, должны отвечать схожим потребительским свойствам и быть взаимосвязанными между собой или взаимозаменяемыми, а также должны иметь схожие условия хранения и транспортировки. После создания ассортиментного классификатора составляется ассортиментная матрица торгового предприятия, состоящая из ассортиментных матриц по каждой категории (обязанность категорийного менеджера) и каждому торговому подразделению.
Таким образом, ассортиментная матрица представляет собой индивидуальный документ, который разрабатывается для каждого магазина и учитывает специфику его деятельности, особенности формата, месторасположение и предпочтения покупателей. Ассортиментную матрицу можно рассматривать как результат продуманной ассортиментной политики.
Ассортиментная матрица не является стандартизированным документом, она содержит в себе следующую информацию:
- о товаре и его свойствах; о стране производства товара;
- о поставщиках и условиях работы с ними (кредит, предоплата);
- о ценах (себестоимость, цена продажи, цена конкурента);
- как расфасован и упакован товар, заводская и потребительская упаковка (банка, бутылка, ПЭТ, мягкая упаковка, без упаковки; паллета, коробки, мешки и т.п.);
количество единиц в упаковке; - вес единицы товара или вес упаковки (нетто/брутто);
- бренды продукции; входит ли товар в ассортиментный минимум;
- роль категории (базовая, периодическая);
- таможенные и другие коды (производителя, внутренней классификации, штрих-коды и пр.);
- режим хранения (температура, влажность);
- к какой группе по АВСи XYZ-анализу относится категория или товар;
- имя категорийного менеджера.
Как отмечено выше, ассортиментная матрица – это перечень всех представленных в магазине для продажи товарных позиций, которые иначе называют SKU (Stock Keeping Unit, с англ. – единица складского учета).
SKU как идентификатор ассортиментной позиции (учетная единица, складской номер) назначается каждой продаваемой позиции вне зависимости от того, является ли она отдельным товаром, комплектом товаров (продаваемым вместе), услугой и т.д.
СКУ (SKU, CKЮ) применяется для учета и отслеживания статистики по реализованным товарам. Для торгового предприятия количество SKU – это количество отличающихся друг от друга по своим свойствам обособленных товаров.
В стандартном гипермаркете ООО «Лента» в 2013 году было представлено 24 000 SKU, в том числе 11 330 продовольственных продуктов питания (приблизительно 46% от общего объема продаж), 4 350 свежих продуктов питания (40%) и 8 320 непродовольственных товаров (14%).
Для торговых сетей, в ассортименте которых десятки тысяч ассортиментных позиций (SKU), управление поставками и поддержание запасов на необходимом уровне являются сложнейшей логистической задачей. Принятие решений требует полной и актуальной информации о движении ресурсов по каждой из позиций.
- WMS понятие и функциональное назначение
- Информационные технологии в управлении торговыми сетями
- Выбор системы управления запасами
- Система управления заказами
- Размещение объектов инфраструктуры торговых сетей
- Технологии обработки грузов в распределительных центрах
- Распределительный центр как звено логистики сетей
- Состав логистической инфраструктуры сетевой торговли
- Роль логистической инфраструктуры в сетевой торговле
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу