Менеджер в учреждении культуры

Сфера культуры в России представляет собой многогранное институциональное образование, которое погружено в экономическую деятельность. В сферу культуры сегодня включены различные виды деятельности, связанные с охраной и использованием культурного наследия, художественные промыслы, библиотечное и музейное дело, музыкальное, театральное и пластические искусства, кинематограф, дизайн и много другое.

Менеджеры в сфере культуры могут осуществлять свою деятельность в качестве менеджера театра, музея, дома народного творчества, библиотеки, культурного центра, кинотеатра, парка культуры и отдыха, выставочного зала, галереи, менеджера-администратора, а также государственных и коммерческих организаций культуры.

Между тем основные принципы и направления работы менеджера в сфере культуры обладают схожими характеристиками. Менеджер в учреждении культуры, как правило, выполняет управленческие, организационные, маркетинговые и прочие смежные функции в учреждении, а также играет большую роль в деятельности творческих коллективов.

Менеджер в сфере культуры существует для того, чтобы регулировать, координировать и организовывать содержание деятельности в сфере творчества, эстетического воспитания, сохранения культурного наследия и т.д.

Необходимым условием работы менеджера в сфере культуры является управление коммуникативными технологиями, информационными потоками, навыки в области маркетинга, управления персоналом, грамотного использования материальных, символических, финансовых ресурсов.

С другой стороны менеджер культуры организует пространство своей работы как фабрики по «производству смыслов», поскольку имеет дело с символическими, духовными и ценностными практиками общества.

В рамках менеджмента культуры происходит постоянное обновление символической среды, в которой живет современный человек. При этом следует иметь ввиду, что изменение культурной среды невозможно без поддержки общественности, бизнеса и власти, без вовлечения различных сил в институциональное пространство культуры.

Разрабатывая культурные проекты, проводя фестивали, акции, выставки, заключая договор с инвестором, менеджеры участвуют в важной миссии по капитализации культурных ресурсов и актуализации культурного потенциала города, региона, страны. Тем самым повышается и потенциал самой культуры, способной не только просвещать, воспитывать, образовывать, но и создавать условия для творчества и воплощения креативных идей.

Менеджер культуры, осуществляя свою деятельность в любом учреждении данной сферы, должен принимать во внимание непростой период трансформации и адаптации всей сферы культуры к условиям рынка и к тенденциям информационного общества. В связи с этим менеджеру следует ориентироваться на общие для многих учреждений культуры направления деятельности:

  1. Внедрение инновационных методов работы. В данном случае речь идет о регулярной разработке и возможном внедрении интерактивных мероприятий, элементов шоу, технических средств и многого другого. Кроме того, важной частью новых методов работы является и попытка интеграции учреждения культуры в смежные индустрии досуга, туризма, моды, массмедиа и пр., что позволило бы выйти на дополнительные внебюджетные источники дохода от творческой деятельности.
  2. Использование разнообразных форм информационного обеспечения. Информационное обеспечение включает в себя не только своевременное информирование учреждения культуры о предстоящих событиях, но и грамотную работу с информационными потоками, создающими положительный имидж организации, репутацию, формирующими определенные стереотипы и мнения потенциального потребителя о ее деятельности и назначении.

В связи с этим, помимо традиционных способов преимущественно печатной рекламы, сегодня учреждениям культуры крайне не достает взвешенной маркетинговой стратегии. Составной частью данной стратегии могло бы стать как изучение рынка (маркетинговой среды, ожиданий потенциальной аудитории, потребностей), использование возможностей брендинга, PR-деятельности, сети Интернет, создание собственного, регулярно обновляемого и креативного сайта, фирменного стиля, проведение промо-акций, открытых мероприятий, фестивалей с привлечением известных людей, мастер-классов и т.д.

  1. Развитие новых организационных форм деятельности. Современная ситуация требует постоянной активности со стороны менеджера для того, чтобы обеспечить не только эффективность работы учреждения культуры, но и возможность «удержаться на плаву» в сложных экономических условиях.

Речь идет о внедрении разнообразного рода практик, большая часть которых направлена на поддержку учреждений культуры и проводимых ими мероприятий. В частности, определенным потенциалом для повышения качества и количества проводимых учреждениями культуры мероприятий обладают социальные партнерства (с сетью учреждений образования, здравоохранения, с церковью и т.д., а также социальные партнерства с коммерческими структурами).

В рамках коммерческого партнерства устанавливаются соглашения о покровительстве, спонсорстве и про-чих видах финансовой поддержки мероприятий, преследующих цели культурного, просветительского, духовного, социального, образовательного характера. Одним из новых способов взаимодействия куль-туры с бизнесом является создание частно-государственных партнерств, корпораций, которым должен предшествовать грамотный анализ ситуации в самых разных отраслях культуры.

Кроме того, существуют и прочие механизмы привлечения внебюджетных средств, среди которых интеграция в сферу культурных индустрий (издательство, реклама, туризм, декоративное производство, дизайн, мода, производство сувениров и т.д.), а также активное использование возможностей социокультурного проектирования, в результате которого реализуются творческие проекты, генерируются культурные новации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)