Механизмы обеспечения экономической устойчивости малых предприятий

Малым предприятием руководит сам предприниматель либо наемный работник — менеджер. Помимо управления предприятием ему приходится организовывать собственную работу.

Круг выполняемых функций и лежащих на предпринимателе обязанностей шире, чем у наемного менеджера крупного предприятия, поскольку ему приходится выполнять полный цикл процедур управления всеми сторонами работы компании и принимать по ним решения.

В результате может возникнуть ситуация, когда решение второстепенных вопросов начнет отодвигать на задний план решение первостепенных стратегических задач. Такое положение может негативно сказаться в инновационной сфере деятельности.

В малых предприятиях, работающих на рынке инноваций, руководитель должен быть постоянно ориентирован на цель и всегда иметь в виду препятствие, которое может по причинам предпринимательских и инновационно-инвестиционных рисков затруднить достижение цели.

Возможности маркетинга, интернет-коммерции, постоянный анализ патентов и лицензий могут принести удачу и сделать предпринимателя успешным. В малом бизнесе потеря удачи в сфере инновационной деятельности может означать потерю экономической устойчивости всего предприятия.

Представляет интерес графическое отображение взаимосвязи цели и препятствия, позволяющее предпринимателю либо немедленно принимать решения, либо отложить их (рис. 3.3).

Поведение предпринимателя и устойчивость малого предприятия во многом зависят от фазы достижения цели и длительности проявления препятствующей этому проблемы. Умение учитывать эти обстоятельства превращает менеджмент малого бизнеса из науки в искусство.

Таким образом, экономическая устойчивость малого предприятия определяется: во-первых, системой управления стационарными факторами (процессами) производства — трудом, капиталом и землей; во-вторых, умением использовать инновационный и предпринимательский потенциал.

Усложняющееся хозяйственное законодательство в России и обостряющаяся конкуренция выдвигают более высокие требования именно к малым предприятиям.

Интересно
В сочетании интуиции с личными качествами предпринимателя, которые оказывают большое влияние на успех предприятия, большое значение приобретают качественная информация, организация деятельности управленческого персонала, качество его решений. Оперативная информация бывает ценной тогда, когда она правильная, своевременная, может быть рассмотрена и оценена в сочетании с другой информацией, имеющей стратегический характер.

Предпринимательская организация (структурная и исполнительская) в сочетании с надежным учетом является предпосылкой эффективного руководства малым предприятием. Основная информация внутри предприятия, которая используется для принятия решений, поступает из бухгалтерии.

Решающий вклад в качество этой информации вносит организация офисного процесса:

  • офисные работы выполняются в определенном порядке и последовательности;
  • ликвидируются бесполезные работы;
  • каждый работник знает, что, когда и как он будет делать (имеется органограмма или сетевой график, плановые задания, штатное расписание, журнал организационных мероприятий).

Доля расходов на управление в накладных расходах предприятия постоянно растет, поэтому именно здесь следует использовать любые возможности рационализации труда персонала. Руководитель малого предприятия, занятого инновационной деятельностью, должен выстраивать четкую систему организации работ и контроля.

Организация управленческих работ означает формирование и описание структур и функций всех подразделений предприятия, выбор и применение всех необходимых для этого средств, заботу о стабильном и слаженном функционировании всех процессов.

Это может быть достигнуто путем:

  • оптимизации бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО);
  • создания соответствующей системы учета данных (первичная запись);
  • внедрения компьютерной обработки данных; использования квалифицированного персонала;
  • рационализации маршрутов движения документов;
  • улучшения обработки корреспонденции;
  • приобретения и использования специального офисного оборудования для рационализации процессов управления.

Важны постоянный контроль, проверка и сопоставление происходящих на предприятии процессов с результатами путем не только анализа бухгалтерской отчетности, но и хозяйственной деятельности, а также с данными по отрасли. Отклонения могут являться сигналами к принятию соответствующих мер. Контроль следует проводить по следующим позициям.

Финансы:

  • проверка обоснованности и документального подтверждения кассовых расходов;
  • сравнение кассовой наличности с записями в кассовой книге;
  • финансовый план;
  • краткосрочный итоговый расчет;
  • расходный бюджет;
  • финансовая бухгалтерия;
  • кредиторы;
  • дебиторы;
  • платежный оборот;
  • план погашения долгов, кредитов, займов.

Реализация продукции: обороты / суммы покрытия по подразделениям, товарам / товарным группам, клиентам, областям сбыта; услуги представителей (агентов) и реализации товаров; лимиты кредитования клиентов, оборот по поставкам другим предприятиям (цены и скидки).

Персонал:

  • выработка (произведенная работа);
  • штатная заработная плата;
  • сверхурочная работа;
  • штатное расписание;
  • социальные услуги;
  • графики работ.

Снабжение (материальное хозяйство): цены; поступление товаров (количество и качество, график движения); складское хозяйство (минимальный запас, объем пополнения запасов, сроки поставок, сроки приема и передачи заказов, оборачиваемость складских запасов).

Производство:

  • рациональная организация рабочих мест;
  • рациональное применение машин, инструмента и других средств производства;
  • загрузка мощностей;
  • производительность труда, оборудования, машин.

К показателям, необходимым предпринимателю для такого рода анализа, относятся основные показатели хозяйственной деятельности: рентабельность; скорость оборота капитала; уровни задолженности; общая ликвидность; прибыль (до начисления налогов) + амортизация.

В рамках системы управления предприятием должны существовать вспомогательные средства:

  • органограммы (графические изображения распределения компетенций на предприятии);
  • описания подразделений (отделов) предприятия;
  • рабочие инструкции;
  • бухгалтерские документы и формуляры;
  • финансовый план (в рамках бизнес-плана);
  • учет расходов и производственный учет;
  • калькуляции;
  • статистика товарооборота;
  • статистика расходов и доходов;
  • планы численности занятых;
  • статистика внедрения новой производственной продукции и инноваций;
  • основные показатели деятельности;
  • таблицы хода выполнения плана;
  • системы учета времени (рабочее время).

Эти показатели нужны для того, чтобы прослеживать взаимосвязи, причины и последствия, а также иметь возможность соотносить различные категории, а не только стоимостные (рублевые).

Такой анализ позволяет четко определять место компании на рынке, ее сильные и слабые стороны и сравнивать их с соответствующими показателями партнеров и конкурентов.

Сравнение показателей предприятия, которые предоставляет бухгалтерия, с соответствующими средними показателями по отрасли является надежным инструментом контроля работы малого предприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)