Мораль и этика
Одновременно мораль характеризует форму общественного сознания и вид особых общественных отношений — моральных. Мораль представляет предмет изучения этики.
В литературе мораль определена как социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами некоторой культурной общности. Мораль передается в культурных и институциональных рамках от поколения к поколению, от группы к группе, от индивида к индивиду и имеет объективный характер.
В хозяйственной деятельности этика и личный интерес могут совпадать, особенно в условиях, когда моральное поведение выгодно. Это обстоятельство затрудняет истинную оценку поведения предпринимателя.
Хозяйственная деятельность осуществляется в социальной среде, поэтому предприниматели должны оценивать полезность своих действий с точки зрения не только здравого смысла и эффективности бизнеса, но и морали. Поступать морально — означает рассматривать здравый смысл как мотив и обоснование этического поведения.
Предприниматель, проявляющий интерес к морали, стремится обосновать ту или иную свою позицию. Моральная позиция, занимаемая хозяйствующим субъектом, обосновывается причинами, которые заставляют этой позиции придерживаться. Однако любое убеждение подвержено критике и поэтому нуждается в надежном обосновании, хорошей аргументации. Аргументы должны доказывать или обосновывать какой-либо тезис, принцип и т.д.
В этом аспекте мораль имеет особые функции:
- оценочную, когда оценка действий производится через призму особых понятий морального сознания — добра, зла, справедливости, долга, совести и т.д.;
- познавательную — открывает представление о внутреннем мире — как собственном, так и других людей, организаций, государства;
- мировоззренческую — показывает (оправдывает), во имя чего должны выполняться нормы морали;
- воспитательную — проявляется в непрерывном, интенсивном и целенаправленном становлении личности, воспитании нравственности общества;
- регулирующую — на основе синтеза других функций морали предоставляет человеку стратегические ориентиры в виде моральных ценностей.
В соответствии с этой функцией мораль регулирует все сферы жизни и хозяйственной деятельности человека, предъявляет к нему максимальные требования, опираясь на авторитет общественного мнения и моральные убеждения.
Этические ценности, воспроизводимые через функции оценки, входят, наряду с эстетическими, религиозными и познавательными ценностями, в более обширную нормативную систему — мировоззрения человека. Мировоззрение определяется как способ прояснения человеком для самого себя основных мотивов, побуждающих его к деятельности, что может быть представлено аксиоматической системой «Мировоззрение» ^ «Нравственные ценности» ^ «Поведение».
В эту систему входят так называемые «источники искажения»:
- официальная и управляющая идеология;
- познавательное и нравственное развитие;
- нравственная слабость;
- межличностные отношения, которые корректируют поведение человека, различают универсальную и профессиональную (функционально-дифференцированную) этику.
Универсальная этика определяет нормы поведения, которые являются обязательными для всех людей, независимо от их социальных функций или профессиональной принадлежности.
Этика реализуется посредством соблюдения правил этического поведения, которые должны использоваться для принуждения работать согласно моральным принципам, которые сгруппированы в три категории: персональная, профессиональная и общечеловеческая этика.
Принципы персональной этики:
- забота о благополучии окружающих;
- уважение права других на самостоятельность;
- надежность и честность;
- добровольное подчиненное закону;
- справедливость;
- отказ от несправедливого преимущества над другими.
Этику менеджмента по аналогии с этикой бизнеса можно разделять на макро- и микроэтику.
Принципы профессиональной этики:
- беспристрастность, объективность;
- прямота;
- конфиденциальность;
- должное старание;
- точное исполнение профессиональных обязанностей;
- избежание потенциальных или явных конфликтов.
Макроэтика рассматривает специфику моральных отношений между организациями, государством и обществом и отдельными их частями.
Принципы общечеловеческой этики:
- соблюдение общемирового законодательства;
- социальная ответственность;
- охрана окружающей среды;
- ответственность за целостность мира.
Важно при этом отметить, что принципы персональной этики являются первым уровнем личного контроля в любой ситуации, включая профессиональную и общечеловеческую этику.
К вопросам этики менеджмента относятся:
- взаимоотношения между корпоративной и универсальной этикой;
- проблема социальной ответственности бизнеса;
- вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений;
- способы повышения этического уровня функционирования организации и др.
Микроэтика изучает моральные отношения внутри организации, между организацией, персоналом и акционерами.
- Социальная ответственность бизнеса
- Власть и подчинение
- Этическая роль предпринимателей и менеджеров в организации
- Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций
- Документальное оформление хозяйственных операций
- Метод бухгалтерского учета
- Предмет бухгалтерского учета
- Характеристика бухгалтерского учета
- Методы оценки экономической устойчивости в рыночной среде
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу