Мораль и этика

Мораль (от лат. mores — обычаи, нравы — произошло moralis — правильный, нравоучительный) представляет собой важнейший объективно действующий общественный институт, который регулирует поведение и деятельность людей.

Одновременно мораль характеризует форму общественного сознания и вид особых общественных отношений — моральных. Мораль представляет предмет изучения этики.

Категория «мораль» используется для выражения системы принципов правильного поведения человека в обществе.

В литературе мораль определена как социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами некоторой культурной общности. Мораль передается в культурных и институциональных рамках от поколения к поколению, от группы к группе, от индивида к индивиду и имеет объективный характер.

Этика (моральная философия) изучает социальную мораль, знакомит с нормами морали, учит людей принимать и учитывать интересы других людей и таким образом соответствовать социальным стандартам.

В хозяйственной деятельности этика и личный интерес могут совпадать, особенно в условиях, когда моральное поведение выгодно. Это обстоятельство затрудняет истинную оценку поведения предпринимателя.

Интересно
Предпринимателям обычно безразлично, что определяет их действия — здравый смысл управления деятельностью организации или требования морали. Однако такое поведение менеджеров в условиях ухудшения состояния окружающей среды может привести к аморальным действиям. Так, стремление максимизировать прибыли в условиях ухудшения экологической обстановки может нанести ущерб природной среде и экономически слабым группам населения.

Хозяйственная деятельность осуществляется в социальной среде, поэтому предприниматели должны оценивать полезность своих действий с точки зрения не только здравого смысла и эффективности бизнеса, но и морали. Поступать морально — означает рассматривать здравый смысл как мотив и обоснование этического поведения.

Предприниматель, проявляющий интерес к морали, стремится обосновать ту или иную свою позицию. Моральная позиция, занимаемая хозяйствующим субъектом, обосновывается причинами, которые заставляют этой позиции придерживаться. Однако любое убеждение подвержено критике и поэтому нуждается в надежном обосновании, хорошей аргументации. Аргументы должны доказывать или обосновывать какой-либо тезис, принцип и т.д.

В этом аспекте мораль имеет особые функции:

  • оценочную, когда оценка действий производится через призму особых понятий морального сознания — добра, зла, справедливости, долга, совести и т.д.;
  • познавательную — открывает представление о внутреннем мире — как собственном, так и других людей, организаций, государства;
  • мировоззренческую — показывает (оправдывает), во имя чего должны выполняться нормы морали;
  • воспитательную — проявляется в непрерывном, интенсивном и целенаправленном становлении личности, воспитании нравственности общества;
  • регулирующую — на основе синтеза других функций морали предоставляет человеку стратегические ориентиры в виде моральных ценностей.

В соответствии с этой функцией мораль регулирует все сферы жизни и хозяйственной деятельности человека, предъявляет к нему максимальные требования, опираясь на авторитет общественного мнения и моральные убеждения.

Этические ценности, воспроизводимые через функции оценки, входят, наряду с эстетическими, религиозными и познавательными ценностями, в более обширную нормативную систему — мировоззрения человека. Мировоззрение определяется как способ прояснения человеком для самого себя основных мотивов, побуждающих его к деятельности, что может быть представлено аксиоматической системой «Мировоззрение» ^ «Нравственные ценности» ^ «Поведение».

В эту систему входят так называемые «источники искажения»:

  • официальная и управляющая идеология;
  • познавательное и нравственное развитие;
  • нравственная слабость;
  • межличностные отношения, которые корректируют поведение человека, различают универсальную и профессиональную (функционально-дифференцированную) этику.

Универсальная этика определяет нормы поведения, которые являются обязательными для всех людей, независимо от их социальных функций или профессиональной принадлежности.

Профессиональная этика относится к определенному конкретному набору норм (кодексу поведения), которым следует руководствоваться менеджерам, принимающим решения в различных профессиональных областях.

Этика реализуется посредством соблюдения правил этического поведения, которые должны использоваться для принуждения работать согласно моральным принципам, которые сгруппированы в три категории: персональная, профессиональная и общечеловеческая этика.

Принципы персональной этики:

  • забота о благополучии окружающих;
  • уважение права других на самостоятельность;
  • надежность и честность;
  • добровольное подчиненное закону;
  • справедливость;
  • отказ от несправедливого преимущества над другими.

Этику менеджмента по аналогии с этикой бизнеса можно разделять на макро- и микроэтику.

Принципы профессиональной этики:

  • беспристрастность, объективность;
  • прямота;
  • конфиденциальность;
  • должное старание;
  • точное исполнение профессиональных обязанностей;
  • избежание потенциальных или явных конфликтов.

Макроэтика рассматривает специфику моральных отношений между организациями, государством и обществом и отдельными их частями.

Принципы общечеловеческой этики:

  • соблюдение общемирового законодательства;
  • социальная ответственность;
  • охрана окружающей среды;
  • ответственность за целостность мира.

Важно при этом отметить, что принципы персональной этики являются первым уровнем личного контроля в любой ситуации, включая профессиональную и общечеловеческую этику.

К вопросам этики менеджмента относятся:

  • взаимоотношения между корпоративной и универсальной этикой;
  • проблема социальной ответственности бизнеса;
  • вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений;
  • способы повышения этического уровня функционирования организации и др.

Микроэтика изучает моральные отношения внутри организации, между организацией, персоналом и акционерами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)