Власть и подчинение

Золотое правило этики предпринимательства и менеджмента гласит:

«Относитесь к своему подчиненному так, как Вы хотели бы, чтобы к Вам относился руководитель».

Отношение руководителя (предпринимателя и менеджера) к подчиненным определяет характер делового общения, нравственно-психологический климат в коллективе организации.

Практика делового общения выработала нравственные эталоны и образцы поведения.

Вот некоторые из них, хорошо известные в литературе по менеджменту:

  1. Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения.
  2. Приобщите каждого работника к целям организации. Человек чувствует себя нравственно и психологически комфортно, если произойдет его идентификация с коллективом.
  3. При возникновении проблем, связанных с недобросовестностью, руководителю необходимо выяснить ее причины. Если речь идет о слабостях и недостатках, то не следует попрекать подчиненного, необходимо выявить и опираться на сильные стороны его личности.
  4. Если подчиненный не выполнил распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас.
  5. Замечания подчиненному должны соответствовать этическим нормам. Для этого необходимо: собрать всю информацию по конкретному случаю, выбрать правильную форму общения, выяснить у самого подчиненного причину невыполнения задания, делать замечания без посторонних.
  6. Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
  7. Никогда не давайте подчиненным заметить, что вы не владеете ситуацией.
  8. Привилегии, которые вы предоставляете себе, должны распространяться на других членов коллектива.
  9. Защищайте своих подчиненных и будьте им преданы. Они ответят вам тем же.
  10. Выбирайте правильную форму распоряжения в зависимости от ситуации и личности подчиненного. Распоряжения могут отдаваться в формах приказа, просьбы, вопроса и вызова «добровольца».

Приказ следует использовать в случаях чрезвычайной ситуации и для нерадивых.

Просьба — в рядовых ситуациях, когда отношения между руководителем и подчиненным основаны на доверии. Вопрос лучше применять при необходимости обсуждения, как лучше выполнить работу.

Форма «добровольца» используется в ситуации, когда работу выполнять никто не хочет, однако она должна быть выполнена. Между руководителем и подчиненным должны формироваться, с одной стороны, этические обязанности, а с другой — черты, присущие исполнительным подчиненным.

Этические обязанности руководителей:

  1. Руководители должны быть образцом нравственного поведения в коллективе.
  2. Руководители несут персональную ответственность за перспективы возглавляемой ими организации. Руководители должны постоянно информировать подчиненных о своих намерениях.
  3. Руководители ответственны за формирование слаженно работающего коллектива, основанного на высоком уровне доверия друг к другу.
  4. Руководители отвечают за создание обстановки, поощряющей развитие личности и творчества.

Черты, присущие подчиненным:

  1. Подчиненные создают атмосферу взаимного стремления решить поставленные задачи.
  2. Подчиненные работники достаточно уверены в себе, корректны с оппонентами и исполняют указания руководства без преданного пристрастия.
  3. Подчиненные не стремятся занять место других членов организации, вносят свой опыт, умение и знания в работу коллектива.
  4. Подчиненные верны своему менеджеру и целям компании, сохраняя при этом способность к конструктивной критике.
  5. Если становится очевидной невозможность поддерживать ценности и цели компании, то они из нее уходят.

Этика власти и подчинения затрагивает широкий круг вопросов, среди которых существуют проблемы служебных разоблачений, работающих женщин, выгодных связей, соотношения этики бизнеса и административной этики и др.

Для повышения этичности поведения руководителей и подчиненных в организации рекомендуется:

  1. Разрабатывать кодекс этического поведения, который содержит систему общих ценностей и правил этики. Этих правил должны придерживаться все работники.
  2. Составлять и распространять так называемые «Карты этики», в которых содержится конкретизация кодекса организации для каждого работника (группы).
  3. Обучать этичному поведению путем преподавания этики как предмета на курсах обучения будущих специалистов в системе послевузовского образования.

Подчиненные могут прибегать к консультациям специалистов по этике в тех случаях, когда проблемы организации не могут быть решены внутренними силами из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными проблемами, или по другим причинам.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)