Социальная ответственность бизнеса

В России включение социальной ответственности бизнеса в число приоритетных проблем обусловлено прежде всего нехваткой ресурсов в региональных бюджетах для проведения полноценной социальной политики и отсутствием понимания важной роли крупных корпораций в развитии отдельных регионов.

Критерии социально ответственного поведения и механизмы его стимулирования в современной России выглядят следующим образом.

Внимание в данный момент концентрируется на вопросе о том, может ли социальная ответственность бизнеса ограничиваться только уплатой налогов и выплатой достойной заработной платы персоналу или бизнес должен принять на себя дополнительные социальные обязательства прежде всего по разработке и реализации различных благотворительных программ.

Однако понятие «социально ответственный бизнес» не может быть сведено к классической благотворительности и честному соблюдению предпринимателями установленных правил игры. Оно предполагает становление принципиально новых черт в мотивации и поведении бизнес-структур.

Критерием социально ответственного поведения бизнеса является наличие нерыночных элементов в воспроизводственном поведении фирмы, связанных с формированием партнерских отношений. Такой критерий позволяет провести различие между современными трактовками социальной ответственности бизнеса и традиционной благотворительностью.

Благотворительность диктуется этическими соображениями, она не затрагивает стратегические цели компании, не формирует ее поведения как субъекта воспроизводственного процесса.

Социальная ответственность бизнеса предполагает изменения в поведении фирмы в собственно экономической сфере, т.е. при выстраивании отношений со всеми вовлеченными в ее деятельность сторонами — работниками, потребителями и поставщиками, местными органами власти, государством.

Принимая решения о том, что производить, как производить и для кого производить, социально ответственный предприниматель руководствуется не только критерием рыночной целесообразности, прибыльности, но и интересами других участников общества.

Если в классической рыночной схеме «провалы» рынка компенсирует государство, то, согласно новой концепции, социально ответственный предприниматель (в более зрелой модели — социально ответственное бизнессообщество) стремится хотя бы отчасти восполнить эти «провалы» собственными силами.

Интересно
Таким образом, бизнес постепенно переходит от одномерной, определяемой исключительно критерием рыночной рациональности шкалы ценностей, к многомерной шкале, учитывающей экономические, социальные и этические интересы его деятельности. Этот процесс протекает в русле общей тенденции социализации экономического развития в мире.

Однако в краткосрочном периоде инвестиции в социальную сферу означают дополнительные издержки и, соответственно, некоторое снижение конкурентоспособности фирмы. Именно поэтому социально ответственное поведение могут позволить себе в первую очередь наиболее мощные корпорации, имеющие большой запас устойчивости и серьезные конкурентные преимущества. Для распространения в предпринимательской среде социально ответственного поведения необходимо важное условие — такое поведение должно стимулировать государство и гражданское общество.

Стимулирование со стороны государства, как правило, принимает форму налоговых льгот и, что как нельзя более актуально в современных российских условиях, встречного финансирования социально значимых проектов, частного и государственного партнерства.

Стимулирование со стороны гражданского общества осуществляется посредством нормативного принуждения как результата предпочтений части населения: покупки товаров у социально ответственных производителей (согласно данным опросов, в развитых странах 80—90% потребителей делают выбор в пользу компаний, которые вовлечены в социально значимые проекты); инвестирования денежных средств в акции социально ответственных фирм; связывания трудовой карьеры с социально ответственным работодателем.

Социально ответственные субъекты бизнеса получают весомые экономические преимущества, обусловленные повышением конкурентоспособности товарного знака и ростом инвестиционной привлекательности компании, расширением возможностей привлечения квалифицированного персонала, повышением конкурентоспособности на рынке труда.

Отдельные предприниматели и корпорации получают следующие выгоды:

  • снижение риска потери репутации;
  • усиление лояльности и конструктивного сотрудничества с персоналом, инвесторами, потребителями, смежниками, правительственными ведомствами, местными сообществами и общественными организациями.

В то же время компании, отступающие от декларируемых этических норм, сталкиваются с серьезными проблемами.

Выделяют несколько уровней социальной ответственности бизнес-структур.

Базовый уровень отражает получившую распространение в англосаксонских странах модель «компании собственников». Его следует рассматривать как предпосылку, стартовое условие социально ответственного поведения — добросовестное выполнение своих прямых обязательств перед обществом и государством: регулярно выплачивать заработную плату, размер которой должен обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы; соблюдать нормы трудового законодательства; своевременно и в полном объеме уплачивать все положенные налоги; обеспечивать соблюдение установленных стандартов качества продукции.

Второй уровень — развитие партнерских внутрифирменных отношений — предполагает непосредственный учет интересов работников на основе переговоров. В дополнение к соблюдению перечисленных выше базовых обязательств этот уровень гарантирует предоставление работникам некоторого набора льгот и социальных услуг: инвестиции в человеческий капитал: в профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала, в совершенствование организации и содержания труда, в охрану труда и здоровья работников; социальные инвестиции: улучшение пенсионного и жилищного обеспечения, программы, направленные не на самого работника, а на членов его семьи.

Третий уровень — внешняя среда по отношению к отдельной корпорации, а не к деловому сообществу в целом. Он охватывает программы и направления деятельности, сфера действия которых выходит за рамки предприятия или корпорации. Объектом социальных инвестиций в данном случае становится население территорий либо его отдельные категории, где разворачивается деятельность корпорации.

Сюда попадают все благотворительные программы и частично — программы, нацеленные на создание благоприятных условий для деятельности компании, дающие «сопутствующий эффект», например: вложения в транспортную инфраструктуру региона, благоустройство территории, направление средств в культуру, образование.

Для такого расширения сферы социальной ответственности бизнеса в России необходимо формировать партнерские отношения с государством на всех уровнях — от муниципального самоуправления до федеральной власти, а также внутри бизнес-сообщества.

Социальная ответственность в наиболее широком понимании предполагает участие бизнеса в разработке и проведении государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие страны.

Интересно
В России происходит изменение правил взаимодействия власти с бизнесом, что является объективным процессом, обусловленным трансформацией экономических отношений. Специалисты считают, что нормативная модель институциональной организации экономики складывается из установленных в стране формальных норм и правил, механизмов их применения. Реальная модель представляет собой совокупность сложившихся формальных и неформальных норм и правил.

Современную модель отношений между властью и бизнесом можно поместить в три относительно обособленные зоны их взаимодействия — «белую», «черную» и «серую»: «белая» зона включает формально регламентированную практику: регулирование налоговых отношений, административное и экономическое регулирование бизнеса (регистрация, лицензирование, контроль и принуждение к исполнению установленных норм и т.п.), конкурсы на распределение государственных заказов и т.п.; «черная» зона — неформальная, обычно — криминальная практика, коррупция; «серая» зона охватывает неформальные поборы с бизнеса, непосредственно не связанные с коррупцией, и неформальный торг самого бизнеса с властью по поводу условий своего функционирования.

Отношения в «серой» зоне основаны на выполнении властью своих публичных функций и на взаимной заинтересованности сторон в выживании на территории региона.

Инструментом достижения интересов предпринимателя становится добровольный или добровольно-принудительный взнос в дополнительное финансирование территорий его пребывания.

При этом именно «серая» зона отражает специфические особенности современной российской экономики, обусловленные действующей системой межбюджетных отношений и необходимостью решения местных проблем. Взаимоотношения между властью и бизнесом в рамках «серой» зоны характеризуются: переплетением формальных и неформальных норм и правил при определяющей роли последних; нелегальным, но, как правило, не нарушающим прямо норм закона характером неформальных отношений, когда наложение на бизнес дополнительных обязательств непосредственно не связано с коррупцией чиновников; использованием нелегальных отношений с бизнесом представителями органов власти при реализации своих публичных функций.

Деформализация правил в сфере взаимодействия власти и бизнеса фактически означает разделение ряда их отношений на «черную» и «серую» зоны.

Формирование последней рассматривается в контексте институциональной эволюции в направлении деформализации правил, в ходе которой формальные правила в значительной мере замещаются неформальными и встраиваются в неформальные отношении. «Серая» зона характеризуется тем, что в ее пределах власть пытается реализовывать свои функции в обход действующего законодательства.

Поэтому при решении проблемы социально ответственного поведения бизнес-структур и перспективы его развития необходимо учитывать влияние данного аспекта на партнерство бизнеса и власти.

В России в настоящий момент в первую очередь следует решать задачи базового уровня социальной ответственности, значительная часть которых относится к сфере оплаты труда.

Недостаточный для нормального воспроизводства рабочей силы уровень заработной платы основных производственных работников — наиболее острая проблема социально-трудовой сферы на большинстве российских предприятий. В числе сопряженных проблем следует назвать необоснованно высокую дифференциацию заработной платы, нерегулярность и непредсказуемость процесса ее индексации, непрозрачность системы вознаграждения.

Среди других задач базового уровня социальной ответственности, требующих неотложного решения, следует назвать:

  • уход от уплаты налогов, в том числе социальных (через теневые выплаты), подрывающий социальную защищенность работников;
  • отступления от норм трудового законодательства, включая практику, связанную с порядком привлечения к сверхурочным работам и их оплату, режим предоставления отпусков; низкие гарантии сохранения рабочего места.

Задачи следующего уровня социально ответственного поведения связаны с тем, что жесткие отношения работодателей с работниками превалируют над партнерскими. Отсутствует контроль качества внутрифирменных социальных программ со стороны их потребителей (работников). В распределении нефинансовых благ и льгот действуют субъективные факторы, наблюдается неравенство в охвате социальными программами различных категорий персонала.

Требования расширить сферу социально ответственного поведения за рамки базового уровня и тем более вывести его за пределы корпорации в сложившейся ныне ситуации вызывают протестные настроения со стороны работников и предпринимателей.

Первые считают, что степень их социальной защищенности сегодня недостаточно высока для того, чтобы начать реализовывать социальные программы, непосредственно не ориентированные на персонал предприятий. Вторые при выборе направлений социальных инвестиций предпочитают те, которые, имея ярко выраженный демонстрационный эффект, и могут вызвать общественный резонанс.

Таким образом, в российских условиях становление социальной ответственности бизнеса является длительным процессом, протекающим противоречиво даже в наиболее развитых и благополучных регионах страны.

За годы трансформации отечественной экономики, перехода из фазы кризисного состояния в фазу поступательного развития, накоплен некий позитивный опыт социального партнерства между бизнесом, властью и обществом.

Анализ сложившейся практики позволяет рекомендовать следующую группировку моделей партнерства бизнеса с властью по критерию частоты использования той или иной модели, приведенную в табл. 9.1.

Анализ накопленного в России опыта в области социального партнерства предпринимательских структур с властью и их ответственности перед обществом позволяет сделать вывод о том, что для развития социальной ориентации бизнеса используются разные модели, которые разрабатываются в зависимости от многих факторов. Практика показывает, что одна и та же компания создает и использует несколько моделей социальной ориентации ее деятельности (см. табл. 9.1).

Эта ситуация позволяет бизнесу выдвинуть следующие предложения. Инициатива участия бизнеса в планировании территориальных бюджетов должна исходить от администраций местной власти. Таким образом, произойдет «конвертирование» социальной ответственности компании в прирост бюджетных ресурсов территорий, а вопрос о благотворительности снимается.

Средства, расходуемые на благотворительную помощь и развитие территорий присутствия компании, не должны облагаться налогами, поскольку эти средства идут из чистой прибыли, из которой государству, в том числе и в местные бюджеты, налоги уже уплачены.

Соглашение между бизнесом и властью содержит элемент давления, поэтому взаимодействовать с властью следует через политические партии или общественные организации.

Цивилизованным способом взаимодействия бизнеса и власти в социальной области является заключение соглашений с участием партий и организаций и создание фондов, направленных на развитие территорий.

Фонды социального развития на территории муниципальных образований и субъектов РФ необходимо создавать с участием расположенных, а не зарегистрированных предприятий и филиалов независимо от вида собственности, размера предприятия, его организационно-правовой формы. При планировании и организации социального партнерства бизнес-структурами и органами региональной и муниципальной власти применяются комплексный и системный подходы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)