Маркетинг в фармации

В литературе по маркетингу встречаются такие базовые понятия как: нужда, потребность, спрос, товар, ресурсы, блага, обмен, рынок, сделка.

Нужда (англ. human need) — чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Потребность (англ. want) — нужда, принявшая специальную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. То есть все физические, социальные, духовные условия жизни, к достижению которых стремятся люди, группы людей, общество в целом.

По степени удовлетворения потребности принято различать: неудовлетворенную потребность, частично удовлетворенную потребность и полностью удовлетворенную потребность.

В фармацевтическом маркетинге особенно важно полностью удовлетворить потребности больного, но, увы, пока у нас для этого не хватает ресурсов.

Спрос, запрос (англ. demand) — это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Следует учитывать, что спрос — показатель ненадежный, поскольку на выбор услуги или продукта воздействует рост цен или уровень доходов. Именно такая ситуация сложилась сейчас в нашей стране в связи со снижением уровня жизни большинства населения.

Развитие и удовлетворение потребностей зависят от уровня потребления. Потребление связано с потребителями посредством производственных отношений.

В том случае, если на рынке имеются товары, соответствующие спросу, спрос способствует возникновению обмена и потребления, следовательно, покупательский спрос предшествует потреблению и одновременно является его отражением в виде реализованного спроса.

Товар (англ. product) — все, что может  удовлетворить  потребность или нужду и предлагается на рынке для привлечения внимания, приобретения, использования и потребления.

Товаром могут быть продукты (предметы, физические объекты) или услуги, поэтому различают:

  • товар — продукт (предмет) — все то, что создано человеческим трудом и имеет осязаемую форму или физико-химические характер стики;
  • товар — услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой стороне и которые в основном неосязаемы и не приводят к владению чем-либо.

Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде.

Блага — любое средство, приносящее пользу, т.е. способное удовлетворить имеющуюся потребность.

Ресурсы — используемые в процессе производства материальные и нематериальные элементы затрат.

Анализ ресурсов проводят при маркетинговом анализе внутренней среды организации. При этом чаще всего анализируют:

  1. Финансовые ресурсы (основной капитал, оборотный капитал, формирование фонда оплаты труда или — федеральный бюджет, областной бюджет, местный бюджет, ОМС, ДМС и т.п.
  2. Трудовые и интеллектуальные ресурсы (психологический климат в коллективе, профессиональная подготовка, анализ штатного расписания и должностных инструкций и т.п.)
  3. Материальные ресурсы (основные фонды — средства труда, оборотные фонды — предметы труда, специализированное оборудование и медицинские изделия используемые в профессиональной сфере.

Как в русском, так и в английском языке, слово рынок (англ. market) имеет несколько значений; в маркетинге чаще всего это слово употребляется в трех из них:

  • территория, на которой встречаются производители и потребители;
  • экономические отношения между продавцами и покупателями в процессе обмена между ними товаров и услуг;
  • совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товаров и услуг.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)