Маркетинг в фармации
В литературе по маркетингу встречаются такие базовые понятия как: нужда, потребность, спрос, товар, ресурсы, блага, обмен, рынок, сделка.
Нужда (англ. human need) — чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
По степени удовлетворения потребности принято различать: неудовлетворенную потребность, частично удовлетворенную потребность и полностью удовлетворенную потребность.
В фармацевтическом маркетинге особенно важно полностью удовлетворить потребности больного, но, увы, пока у нас для этого не хватает ресурсов.
Спрос, запрос (англ. demand) — это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Следует учитывать, что спрос — показатель ненадежный, поскольку на выбор услуги или продукта воздействует рост цен или уровень доходов. Именно такая ситуация сложилась сейчас в нашей стране в связи со снижением уровня жизни большинства населения.
Развитие и удовлетворение потребностей зависят от уровня потребления. Потребление связано с потребителями посредством производственных отношений.
В том случае, если на рынке имеются товары, соответствующие спросу, спрос способствует возникновению обмена и потребления, следовательно, покупательский спрос предшествует потреблению и одновременно является его отражением в виде реализованного спроса.
Товар (англ. product) — все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается на рынке для привлечения внимания, приобретения, использования и потребления.
Товаром могут быть продукты (предметы, физические объекты) или услуги, поэтому различают:
- товар — продукт (предмет) — все то, что создано человеческим трудом и имеет осязаемую форму или физико-химические характер стики;
- товар — услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой стороне и которые в основном неосязаемы и не приводят к владению чем-либо.
Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде.
Блага — любое средство, приносящее пользу, т.е. способное удовлетворить имеющуюся потребность.
Ресурсы — используемые в процессе производства материальные и нематериальные элементы затрат.
Анализ ресурсов проводят при маркетинговом анализе внутренней среды организации. При этом чаще всего анализируют:
- Финансовые ресурсы (основной капитал, оборотный капитал, формирование фонда оплаты труда или — федеральный бюджет, областной бюджет, местный бюджет, ОМС, ДМС и т.п.
- Трудовые и интеллектуальные ресурсы (психологический климат в коллективе, профессиональная подготовка, анализ штатного расписания и должностных инструкций и т.п.)
- Материальные ресурсы (основные фонды — средства труда, оборотные фонды — предметы труда, специализированное оборудование и медицинские изделия используемые в профессиональной сфере.
Как в русском, так и в английском языке, слово рынок (англ. market) имеет несколько значений; в маркетинге чаще всего это слово употребляется в трех из них:
- территория, на которой встречаются производители и потребители;
- экономические отношения между продавцами и покупателями в процессе обмена между ними товаров и услуг;
- совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товаров и услуг.
- Управление комплексом маркетинговых коммуникаций
- Выбор схемы логистики
- Выбор стратегии продвижения нового препарата на рынке
- Создание лекарственного средства
- Разработка бизнес-планов
- Составление планов научных исследований
- Особенности стратегического планирования
- Анализ и интерпретация маркетинговых данных
- Изучение взаимодействия спроса и предложения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу