Лица, в отношении которых проводятся ОРМ

К следующей группе субъектов правоотношений относятся лица, в отношении которых проводятся (проводились) ОРМ в связи с проверкой сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного ими преступления. В теории ОРД их нередко именуют объектами ОРМ1.

Рассматривая данных субъектов через призму уголовно-процессуального права, можно обратить внимание на то, что они имеют много общего с такими субъектами уголовно-процессуальных отношений, как подозреваемые и обвиняемые. В частности, как первые, так и вторые становятся субъектами правоотношений в связи с появлением у правоохранительных органов информации об их причастности к преступной деятельности.

При этом на определенных этапах оперативно-розыскной или уголовно-процессуальной деятельности они имеют схожие права, например, право отказаться от дачи объяснения или показания; право пользоваться помощью защитника; право приносить жалобы на действия (бездействия) и решения должностных лиц и т.д.

Это, в свою очередь, дает повод говорить о том, что лица, в отношении которых проводятся (проводились) ОРМ, в связи с проверкой сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного ими преступления, потенциально являются субъектами уголовно-процессуальных отношений.

Однако применительно к оперативно-розыскной сфере основная специфика рассматриваемой группы субъектов состоит в том, что они, обладая перечисленными правами, могут и не являться участниками уголовного процесса, в том числе не быть (и не стать) подозреваемыми или обвиняемыми.

Нередко все происходит как раз наоборот: используя принцип конспирации, оперативные сотрудники втайне от этих субъектов проверяют их на причастность к преступлениям задолго до появления поводов и оснований для возбуждения уголовного дела.

Сами факты проведения ОРМ и ограничения некоторых прав граждан могут остаться никому не известными и относиться к сведениям, составляющим государственную тайну.

В этой связи именно необходимость соблюдения режима государственной тайны определяет совокупность прав и обязанностей данных субъектов и делает их статус отличным от субъектов уголовно-процессуальных или, например, уголовно-исполнительных отношений.

В свою очередь, негласный, конспиративный характер ОРД дает повод отдельным ученым заявлять об отсутствии специфических двухсторонних правоотношений в сфере ОРД на том основании, что лицо, являющееся объектом ОРМ, может никогда не узнать о фактах применения в его отношении сил, средств и методов ОРД. И действительно, во многих случаях так оно и есть.

Интересно
Между органом, осуществляющим ОРД, и рассматриваемым субъектом не всегда возникают правоотношения по причинам тайного характера деятельности первого. Поэтому правильнее в этих случаях говорить о властеотношениях, возникающих тогда, когда государственный орган в одностороннем порядке реализует свои императивные полномочия. Применительно к ОРД типичным примером как раз и является проведение ОРМ в негласной форме. Здесь правоотношение не образуется, так как отсутствует признак юридической связи между его субъектами.

Но не следует забывать, что негласность ОРД не означает предоставление возможности оперативным сотрудникам бесконтрольно проводить ОРМ в отношении граждан. ФЗ «Об ОРД» предусматривает специальные формы контроля (ст.ст. 9, 20, 22) и прокурорского надзора (ст. 21) за законностью деятельности оперативных сотрудников, соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина.

Руководители органов, осуществляющих ОРД, суд, прокуроры, реализуя функции контроля и надзора, вступают в специфические правоотношения с должностными лицами соответствующих оперативно-розыскных подразделений. В случае выявления ими фактов нарушения законности со стороны органов, осуществляющих ОРД, они обязаны, согласно ч. 9 ст. 5 ФЗ «Об ОРД», принять меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Реализация данной обязанности, как правило, предполагает, что в случае выявления и подтверждения факта нарушения прав и законных интересов конкретных лиц в ходе осуществления ОРД последние должны ставиться об этом в известность, так как иначе сложно представить механизм возмещения пострадавшему причиненного вреда.

С момента получения гражданином информации о факте ограничения его прав в ходе осуществления ОРД у него появляются специфические права, предусмотренные нормами ФЗ «Об ОРД», например, право обжаловать в особом порядке действия сотрудников оперативных подразделений (ст. 5 ФЗ «Об ОРД»).

Возникшие между органами, осуществляющими ОРД, и органами, осуществляющими контроль или надзор за ОРД, негласные оперативно-розыскные отношения легализуются. При этом к числу субъектов добавляются лица, в отношении которых проводились ОРМ.

Контролирующие или надзирающие органы в указанном случае выступают промежуточным, но обязательным звеном в сформировавшихся правоотношениях.

Присутствие нескольких субъектов в конкретных отношениях, возникающих в сфере ОРД, не означает невозможность признания их особым видом правоотношения. Как раз наоборот. В.П. Божьев при изучении специфики уголовно-процессуальных отношений обратил внимание, на то, что процессуальным отношениям свойственна многосубъектность их участников.

Указанное позволяет сделать вывод, о том, что проведение негласных ОРМ не означает невозможность возникновения правоотношений между органами, осуществляющими ОРД, и лицами, ставшими объектами ОРМ. Условиями для их возникновения являются полномочия специальных контрольно-надзорных органов, выступающих гарантами законности деятельности оперативных сотрудников в процессе их гласной и негласной деятельности.

Кроме обжалования действий органов, осуществляющих ОРД, лицо, в отношении которого проводились (проводятся) ОРМ, согласно ст. 5 ФЗ «Об ОРД» имеет право: на доступ к информации о проведении ОРМ; на неразглашение информации, полученной в ходе осуществления ОРД, затрагивающей неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя; на уничтожение материалов ОРМ, содержащих информацию о лицах, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об ОРД» при изъятии у рассматриваемого субъекта документов, предметов, материалов в ходе проведения гласного ОРМ последний имеет право на оформление должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, данного факта протоколом, а также право на получение копий изъятых документов.

Определенный комплекс прав у лиц, в отношении которых проводятся (проводились) ОРМ в связи с проверкой сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного ими преступления, вытекает и из положений ст. 8 ФЗ «Об ОРД», регламентирующей условия проведения ОРМ.

В частности, данные лица имеют право на проведение в отношении них некоторых ОРМ только при наличии у оперативных сотрудников специального постановления, утвержденного компетентным лицом (руководителем органа, осуществляющего ОРД, или судом).

Что касается обязанностей рассматриваемой группы субъектов правоотношений, то следует отметить, что нормы ФЗ «Об ОРД» прямо говорят лишь об одной обязанности данного субъекта — исполнять законные требования должностных лиц органов,  осуществляющих ОРД (ч. 2 ст. 15).

По мнению А.Ю. Шумилова, рассматриваемый субъект в сфере оперативно-розыскного регулирования несет и иные обязанности, которые вытекают из общих обязанностей всех субъектов правовых отношений.

К ним, например, можно отнести: соблюдение требований Конституции Российской Федерации о законном способе поиска и получения информации (см. ч. 4. ст. 29); соблюдение порядка обжалования, предусмотренного федеральным законодательством и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)