Коммуникативная направленность курса русского языка в начальной школе

Родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

Язык – это система средств человеческого общения, а речь – функционирование этой системы, ее использование в ходе общения. Такое разграничение важно для методики: из него вытекает, что изучение языка и развитие речи – процессы, тесно связанные друг с другом, но различные.

Обучая языку, мы знакомим детей с системой лексических, грамматических и других средств, имеющихся в распоряжении говорящих. Развивая же речь, мы учим владению языком, правильному и умелому использованию его в своей практике.

Речевая деятельность – это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в разных ситуациях общения.

Понимание речи как деятельности меняет наше представление о содержании и условиях работы по развитию связной речи школьников.

Совершенствование речевой деятельности школьников предполагает формирование четырех обобщенных умений:

  • ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать свою коммуникативную задачу;
  •  планировать содержание сообщения;
  • формулировать собственные мысли и понимать чужие;
  • осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера.

Основное лингвистическое понятие методики развития речи – текст. Долгие годы на уроках русского языка изучали язык, а развивать связную речь детей системно и систематически, (а не декларативно), стало возможно с появлением в русистике тех наук, которые начали изучают речь, а потому стали базой, фундаментом для данной области методики. Таких дисциплин в современном языкознании три: функциональная стилистика, культура речи, лингвистика текста.

Исходный тезис функциональной стилистики: речи «вообще» – не существует, есть ее разновидности, каждая из которых как бы «обслуживает» ту или иную сферу деятельности и общения. Условно выделено пять типовых сфер общения и соответственно им пять стилей речи: разговорный стиль используется в сфере обиходно-бытового общения; научный – в области науки; деловой – при оформлении официально-деловых отношений;

Каждый из этих стилей имеет свою специфику, которая обусловлена различием ситуаций общения. Своеобразие той или иной типовой ситуации общении выдвигает определенные требования к организации высказывания – к отбору как содержания, так и языковых средств. Данные функциональной стилистики обязывают сделать принципиально важный методический вывод: необходимо развивать не речь «вообще», а речь разговорную, деловую, художественную и т.д.

Иначе говоря, формирование речевых умений детей нужно связывать с работой над конкретными стилями речи. Для начальных классов ученые отобрали, во-первых, актуальные для реальной речевой практики младших школьников, а во-вторых, наиболее контрастные стили: разговорный, научно-деловой (средний между сугубо научным и официально-деловым) и художественный. Для первого характерна непринужденность, живость; для второго – строгость, объективность; для третьего – образность и эмоциональность.

Интересно
Культура речи – это лингвистическая дисциплина, которая рассматривает два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо Понятие правильности связывается с категорией нормы: соблюдение норм и есть правильность речи. Необходимыми качествами, которыми характеризуется хорошая или коммуникативно-целесообразная речь, являются ее точность, богатство, выразительность. Таким образом, правильность и коммуникативная целесообразность – две ступени речевой культуры, выделяемые в современном языкознании.

Названная область лингвистики помогает четко определить задачи и содержание работы по совершенствованию культуры речи в школе: учить пользоваться средствами языка (правильно, т. е. в соответствии с принятыми нормами, и коммуникативно-целесообразно, с учетом ситуации общения, конкретного содержания высказывания, требований контекста).

Третья область языкознания, на которую опирается современная методика развития речи – лингвистика текста. Рассматриваемая в ней единица – текст.

Предметом изучения данной науки являются особенности разных типов текстов, (описания, повествования, рассуждения), специфика построения предложений в каждом из них («актуальное строение предложения»), способы развития мысли, обеспечение связности фрагментов, Выводы, сделанные методистами из данного научного открытия таковы: 1) теория актуального членения предложения является основой работы над умением развивать мысль в тексте.

Важно помочь учащимся осознать, что мысль в тексте должна развиваться, а для этого надо, чтобы каждое предложение содержало новое сообщение, новые сведения о предмете речи; 2) теория актуального членения предложения создает лингвистическую базу для работы над порядком слов в предложении; пользуясь «правилами» расположения «данного» и «нового» учитель может более грамотно организовать работу над деформированными предложениями, может более осознанно исправлять погрешности, связанные с порядком слов, поощрять уместное употреблении инверсии.

С использованием данных теории текста, как и двух других названных дисциплин, связано совершенствование постановки развития речи детей в школе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)