Моделирование как средство наглядности при обучении русскому языку

В настоящее время перед начальным образованием стоит задача приобретения учащимися опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому характер обучения должен стать деятельным, практическим.

Активная позиция в учении, превращение его в личностнозначимое событие возможно, если обучение не будет сводиться лишь к усвоению готовых правил и определений, а станет процессом «добывания знаний», где ученик сам становится исследователем и совершает «открытия».

В таком обучении исключительно важную роль занимает моделирование, которое становится той знаковой опорой, которая и позволяет превращать обучение в исследовательскую деятельность учащихся.

Интересно
В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребёнок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку и применение моделей в обучении.

Под моделированием как методом обучения понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, приближающихся по содержанию к понятиям. Модель – результат моделирования. Она отражает основные признаки какого-либо явления, предмета, и, чем больше признаков она отражает, тем она удобна для обучения.

Роль учебных моделей в формировании теоретических понятий убедительно раскрыта В.В. Давыдовым . Он характеризует учебные модели как своеобразный сплав наглядности и понятия, конкретного и абстрактного и предлагает рассматривать моделирование как дидактический принцип, дополняющий наглядность.

Соотношение этих принципов В.В. Давыдов определяет следующим образом: «…там, где содержанием обучения выступают внешние свойства вещей, принцип изобразительной наглядности себя оправдывает. Но там, где содержанием обучения становятся связи и отношения предметов, – там наглядность далеко не достаточна. Здесь вступает в силу принцип моделирования».

Правомерно говорить о моделировании как составной части принципа наглядности, то есть о расширении содержания принципа наглядности. Это, в свою очередь, означает расширение арсенала средств наглядности (использование не только конкретно-образного материала, но и моделей) и расширение сферы их применения (формирование не только представлений, но и понятий, не только знаний, но и умений и навыков).

Исследования многих педагогов и психологов (В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.А. Плешакова и др.) показали, что применение моделей (схем, рисунков, символов) является важным средством формирования мышления детей. Их использование способствует развитию умений сравнивать, анализировать, выделять главное, абстрагировать, обобщать. Именно модели способствуют переходу детей от образных форм мышления к понятийным, логическим формам.

На уроках русского языка на начальной ступени образования моделирование раскрывается на трех этапах: предметное, графическое и словесное.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)