Лекционные занятия в вузе

Вузовская лекция – оптимальная форма для систематического, непосредственного контакта личности преподавателя со студентом, передачи основ знаний по дисциплине.

Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Слово «лекция» происходит от латинского «lection» – чтение.

Современная лекция в вузе выполняет следующие функции:

  • информационная;
  • мотивационная (стимулирует интерес к науке, убеждение в теоретической и практической значимости изучаемого предмета, развитие познавательных потребностей студентов);
  • организационно-ориентационная (ориентация в источниках, литературе, рекомендации по организации самостоятельной работы);
  • профессионально-воспитывающая;
  • методологическая (формирует образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, прогноза);
  • развивающая (формирование умений, чувств, отношений, оценок).

Лектор – это и ученый, и оратор, и воспитатель.

Лекция – это эффективная форма систематичного живого контакта сознания, чувств, воли, интуиции преподавателя с внутренним миром слушателя. Это диалог, живое знание, обладающее ценностями, смыслами, а не просто информация.

Лекция – это способ самовыражения педагога, максимально воздействующий на аудиторию.

Отсутствие эффективности лекции как организационной формы обучение на практике происходит по следующим причинам:

  • непониманием преподавателем многообразия функций лекции, неумением осуществлять и сочетать эти функции;
  • неумением использовать различные способы построения лекций, разные виды и жанры лекционной работы, адекватные целям определенного этапа обучения;
  • недостаточным учетом закономерностей учебного познания, развития личности студентов, условий продуктивного обучения, а также неумением наладить контакт с аудиторией, сплотить слушателей на основе совместной деятельности.

Необходимость лекции доказана и опытом обучения показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе.

Требования к лекции:

  • нравственная сторона лекции и преподавания, этика отношения преподавателя и студента;
  • научность и информативность (современный научный уровень);
  • доказательность и аргументированность;
  • наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обосновании, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения;
  • активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;
  • четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к лекции. Прежде всего, это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которое могут послужить для составления экзаменационных билетов.

Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, а системе других наук.

При раскрытии темы:

  • можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам;
  • можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах.

По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог услышанному.

Учебный текст строится на основе реферативно переработанных научных текстов, системно изложенных. Лекция представляет собой звено единой замкнутой системы, состоящей из модулей.

Целое и его части связаны между собой так, что не могут существовать друг без друга – система распадется, перестанет быть таковой. Системные связи суть структурно-логические связи элементов системы в их взаимодействии и взаимообусловленности.

Дедуктивно излагаемый описательный текст, строится по типовой схеме:

  • описание параметров и функций объекта;
  • расчленение объекта на существенные части-блоки;
  • описание их функционирования;
  • описание деталей блока и их назначения.

Вузовская лекция – одно из средств научного познания студента, важной целью научного познания является раскрытие внутрипредеметных и межпредметных связей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)