Культурологическое направление современной педагогики

Основными компонентами культурологического направления современной гуманистической педагогики выступают: отношение к обучаемому как субъекту в сфере культуры, способному к саморазвитию; отношение к образованию как культурному процессу; отношение к учебному заведению как целостному культурнообразовательному пространству.

По отношению к ученику, с точки зрения культурологического направления, образование выполняет следующие функции:

  • помогает обрести ценностные ориентиры и смыслы жизни;
  • осуществляет «взращивание» человека как субъекта культуры;
  • поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность.

С определенной долей упрощения можно считать, что данное педагогическое направление ориентировано на то, что основой обучения и эволюционного развития человека выступает формирование в сознании ассоциативных моделей окружающего мира, позволяющих эффективно его интерпретировать.

Культурологическое направление представлено в отечественной педагогике следующими концепциями: «школа диалога культур», «ориентация в мире ценностей», «экологическое образование», «школа Жизни», «художественное воспитание», «многокультурное образование», «педагогика творчества».

Принципами педагогического процесса здесь выступают свобода выбора, открытость проблемной задачи, обратная связь за счет развитой системы взаимодействия в группе и с преподавателем и принцип идеальности, предполагающий согласование содержания и форм обучения с интересами и целями обучаемого.

Свобода выбора с двумя важными условиями: выбранная деятельность должна быть «безукоризненно нравственной» и право выбора должно уравновешиваться осознанием ответственности за свой выбор.

Важным критерием проявления творчества является степень развитости универсальных способностей человека. В чем они найдут свою реализацию – это уже вопрос индивидуального развития и совокупности факторов окружающей среды.

Другим критерием творчества становится отношение к противоречиям как к критерию истинности.

Творческие способности выражены тем в большей мере, чем острее отражается и формулируется реальное противоречие и чем эффективнее происходит решение противоречия в мышлении сообразно с логикой развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)