Культура как предмет научного исследования

Античное понимание культуры, основанное на признании рационального поиска как пути к добродетели, оказалось совершенно беспомощным, как только окружающий мир, природа лишились своей суверенности. Человек обнаружил, что кроме вещественнотелесного мира, его земной родины, есть родина небесная, духовный мир, где человек обретает подлинное блаженство, поскольку, хотя его тело и принадлежит земному миру, душа его бессмертна и является собственностью мира небесного.

В эпоху Средневековья человек, оказавшийся перед лицом необозримого мира, увидел, что в нем действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму, но тем с большей радостью он осознал, что в нем есть Высший Разум и Высшая Справедливость. Культура вновь предстала перед человеком как необходимость «возделывания» собственных способностей, в том числе и разума, но «естественного разума», от природы неиспорченного и дополненного верой.

Перед человеком открылась область иного видения мира — через любовь к ближнему. Рациональность, оказалось, далеко не главное в человеке, открылись иные его измерения — вера, надежда, любовь. Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу.

Счастье и свобода человека не в его «автономизации» (независимости), а в осознании того духовного родства, в котором он находится с Всевышним. Тогда человек научится преодолевать себя, достигать недостижимого. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совершенствование.

Интересно
Со второй половины XVII в. в европейской мысли утвердилась идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек: естественном, или природном (status naturalis) и культурном состоянии (status culturalis).

Таким образом, закрепилось представление о культуре как об особом способе и форме человеческого существования. Природное бытие человека стало мыслиться низшей ступенью его развития, поскольку оно было пассивным, непродуктивным. Культурное же состояние стало оцениваться как более высокая ступень человеческой эволюции, на которой он представал творчески продуктивным существом. Именно с этого времени культура начинает выступать в качестве предмета научного познания.

В эпоху Просвещения понятие культуры разрабатывается в контексте философского рассмотрения вопросов познания и метода, рационального устройства общества и т. д., постепенно перемещаясь в центр философских интересов. XVIII в. отнимает у религии монопольное право на истину о мире и человеке и весьма решительно настаивает на суверенности человеческого разума.

В философии Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, Дж. Вико, И. Г. Гердер и др.) развиваются идеи исторического прогресса, формулируются вопросы о целях, движущих силах и смысле исторического развития. Формируется классическая модель культуры, которая позволяет рассматривать культуру как результат исторического развития человечества и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных общественных отношений. В такой трактовке понятие «культура» тесно переплетается с понятием «прогресс».

Культуру начинают измерять достижениями в области науки и искусств, справедливостью социальных порядков и политических учреждений (утопические теории). Ее конечной целью объявляется задача превращения людей в счастливых граждан гармоничного общества.

Средством достижения такой цели должно было служить знание. Так родился культурный эвдемонизм (от греческого слова «блаженство») — учение о счастье как мотиве человеческих культурных стремлений и преобразований.

В XVIII—XIX вв. исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где социальные институты уподоблялись органам и частям человеческого тела, а социокультурные процессы — физиологическим процессам. Данный взгляд на культуру сохранился вплоть до начала XX в., именно на него опирается в своей авторской концепции культуры О. Шпенглер.

Возникшее в XIX в. эволюционное течение (от лат. evolutio — «развертывание», «развитие») ознаменовало собой новый этап в осмыслении культуры. Оно выработало взгляд на культуру как на процесс поступательного совершенствования не только орудий труда, но и видов искусства, верований, культов.

Идеи эволюционизма нашли своих приверженцев в различных странах. Наиболее яркими его представителями стали Г. Спенсер, Э. Б. Тайлор, Дж. Фрезер (Англия), А. Бастиан, Г. Шурц (Германия), Ш. Летурно (Франция), Л. Г. Морган (США).

Первое научное определение культуры принадлежит Э. Б. Тейлору, автору книги «Первобытная культура» (1871). Он пишет: «С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общественное усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека… Можно признать, что обязанность человека в мире состоит в том, что он должен стремиться к знанию, насколько может, и поступать настолько хорошо, насколько умеет».

Начиная с XIX в. наблюдается решительный отход от классической модели культуры, и все явственнее осознается невозможность выработать единый взгляд на культуру. На смену классической немецкой философии приходит так называемая постклассическая философия (философия жизни, неокантианство, неогегельянство, позитивизм и т. д.). Именно в этот период происходит переход от философии культуры к теории культуры и, собственно, культурологии.

Это стало возможным благодаря утверждению новой гуманистической установки, что человечество — не монокультурное образование, а совокупность народов и обществ, создавших оригинальные и самоценные культуры. Европоцентристская позиция, в которой культуры делились на высшие — низшие, развитые — неразвитые, совершенные — несовершенные и т. д., постепенно уступает место осознанию поликультурности мира.

Каждая культура развивает свой ценностный и духовный потенциал, имеет только ей присущие особенности, в которых воплотился исторический и жизненный опыт создавшего ее народа, своеобразие психического склада, образа мышления и коллективного воображения этнических носителей культуры. Наряду с историческим подходом, открывшим многообразие исторических этапов, форм и типов культуры, сложилось представление об единовременном существовании многих культур.

Культурология как наука могла возникнуть только тогда, когда была открыта многокультурность мира и создались предпосылки для сравнительнокультурного подхода. Ни одна культура не может быть понята только «изнутри», без сравнения и сопоставления с другими. Это дает возможность получить объективное обобщение и постичь законы культурных процессов.

Сравнение и сопоставление культур, изучение их внутреннего строения, особенностей, функций и гуманистического своеобразия стали предметом исследования ученых разных научных направлений и школ. Наиболее значимые авторские концепции культуры заложили теоретическую и методологическую базу культурологии.

На их основе возникли и получили свое дальнейшее развитие направления в рамках данной науки, такие как философия культуры, социальная и культурная антропология, социология культуры, психология культуры, семиотика культуры, аксиология культуры и т. д. С отдельными культурологическими концепциями и направлениями мы познакомимся более подробно в следующих темах курса.

Возвращаясь к проблеме научного определения культуры, следует отметить, что на сегодняшний момент не существует общего, единого определения, что же такое «культура». Если в начале XX в. определений культуры было немного — около 10, то уже к середине века их насчитывалось более 150. К настоящему времени эта цифра по оценкам ряда исследователей приближается к 1000.

Отечественный культуролог А. С. Кармин предлагает классификацию существующих определений культуры, разделяя их на 14 видов:

  • описательные;
  • семиотические;
  • антропологические;
  • символические;
  • ценностные;
  • герменевтические;
  • нормативные;
  • идеационные;
  • адаптивные;
  • психологические;
  • исторические;
  • дидактические;
  • функциональные;
  • социологические.

Обобщая существующие точки зрения на культуру, Д. А. Силичев выводит 3 основных значения данного термина:

  • возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку почвы;
  • образование, воспитание, развитие;
  • поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.

Философский энциклопедический словарь определяет культуру как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях».

В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все, созданное человеком. Совокупность всех проявлений человеческой жизни и деятельности, направленность этой активности на преобразование окружающей природной среды с целью господства над ней при помощи научного знания дало возможность представить культуру как «вторую природу» (Гегель), сотворенную самим человеком и образующую собственно человеческий мир.

При всем существующем многообразии определений термина «культура» обязательно отражается заложенное в нем человеческое начало, предполагающее неразрывное единство природы, человека и его деятельности. Но культура — это не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов, она — мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия.

Как отмечает А. И. Пигалев, «предметом культурологии является весь мир, но рассмотренный в аспекте его культурного существования. А это означает, что мир анализируется не сам по себе, а в его отношении к человеку и обществу. Следовательно, на первый план выходит вопрос о смысле мира для человека. «Мир» в культурологии выступает как оформленное человеком бытие, и именно такое бытие называется культурой».

А. С. Кармин, объясняя множественность культурных смыслов, пишет: «Человек живет не только в материальном мире вещей — он живет и в духовном мире смыслов. В ходе своего исторического развития человечество постоянно расширяет и обогащает этот мир. Смыслы воплощаются в представлениях и понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, все более общих и абстрактных смыслов.

Создание новых смыслов само становится смыслом деятельности людей в сфере духовной культуры — в религии, искусстве, науке, философии. Мир смыслов — мир продуктов человеческой мысли — велик и необъятен, это своего рода вторая вселенная, существующая наряду с расширяющейся космической вселенной. Но, в отличие от последней, она возникает и расширяется благодаря усилиям человечества. Человек — творец этой вселенной. Она есть царство человеческого разума. Создавая и развивая ее, он вместе с тем создает и развивает самого себя».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)