Культурная антропология

Культурология как наука об общих аспектах возникновения и развития культуры складывалась постепенно, и многие ее аспекты изучались прежде другими гуманитарными дисциплинами. Однако и прежде существовала интегральная гуманитарная дисциплина, которая была своего рода прообразом современной культурологии, а сейчас является одним из ее системных блоков. Это социальная или культурная антропология.

В ее основу положены научные и практические разработки двух зарубежных антропологических школ: британской социальной антропологии и североамериканской культурной антропологии.

Социальная антропология или этнология – особый раздел социологии, предметом исследования которой являются примитивные и традиционные общества.

Британская социальная антропология использует опыт английской мифологической школы Дж. Дж. Фрезера и Э. Б. Тейлора, исторические исследования французского культуролога Л. Леви-Брюля, а также социологическую концепцию Э. Дюркгейма.

Задача британской социальной антропологии, с точки зрения одного из ее основателей А. Р. Радклифф-Брауна, – поиск и обоснование механизмов «сплава» традиционных и инновационных социальных институтов. Британские антропологи структурируют или деструктурируют институальные формы социальных отношений, системы родства, формы брака, механизмы социального контроля в традиционных некапиталистических обществах.

Представители североамериканской школы культурной антропологии большое внимание уделяли не образцам материальной культуры и системам межчеловеческих связей, а духовным образованиям. Именно культурная антропология открыла такие важные проблемы теории культуры, как взаимовлияние различного типа культур, данной школой был предложен термин «аккультурация».

Аккультурация – процесс прямого и длительного контакта одной группы индивидов с другой, который изменяет культурные парадигмы обеих групп.

В результате анализа данных контактов и их структурирования выделилось явление культурного обмена, являющегося одним из моментов аккультурации. Анализируя явление аккультурации, американские антропологи также выделили и определили пространство взаимопроникновения различных цивилизованных форм в понятие «континуум», которое впоследствии работало как инструмент исследования различных конфликтных ситуаций.

Постепенно комплексы наук, для обозначения которых пользовались двумя различными терминами, слились, и эти названия стали использоваться как синонимы. Произошло также и важное содержательное изменение: социальная (культурная) антропология стала изучать не только примитивные и традиционные общества, но и всю человеческую культуру в ее историческом развитии.

В 1936 г. ведущие американские и английские антропологи, объединенные предметом исследования – взаимопроникновением цивилизаций, – опубликовали «Меморандум об аккультурации».

В нем они выделили пять видов контактов между различными структурами или частями социальных организаций:

  • между глобальными популяциями и группами;
  • между дружественными и враждебными обществами;
  • между популяциями приблизительно равными и неравными;
  • между цивилизациями относительно однородными и разнородными (гомогенными и гетерогенными);
  • различающиеся по месту осуществления.

Формирование социальной (культурной) антропологии включает в себя несколько этапов, основными из которых являются следующие:

  • этнографический этап (1800-1860 гг.);
  • эволюционистский этап (1860 г. – середина 1890-х гг.);
  • исторический этап (середина 1890-х гг. – середина 1920-х гг.);
  • психологический этап (конец 1920-х – 1950 гг.);
  • структурно-функционалистический этап (1930-1950 гг.);
  • неоэволюционистский этап (1950-1980 гг.);
  • постструктуралистский этап (1980 г. – настоящее время).

Каждый этап характеризуется преобладанием того или иного методологического подхода, что и отражается в его названии. В рамках социальной (культурной) антропологии исследуется исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей культурной среде, становления духовного мира личности, воплощения творческих потенциалов в деятельности и ее результатах.

Социально-культурная эволюция личности происходит в течение всей жизни, но особую роль играют детство и молодость, когда закладываются основы ценностных позиций и интересов.

Культурная антропология выявляет узловые моменты социализации, аккультурации и инкультурации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние культурной среды, систем образования и воспитания и адаптацию к ним; роль семьи, сверстников, поколения. Особое внимание уделяется психологическому обоснованию таких универсальных явлений, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины.

Главные направления научного поиска заключаются в изучении процесса социализации личности в условиях разных культур, влияния природной и культурной среды на духовный мир человека, особенностей национального характера, взаимодействия экологии и этноса.

На данный момент круг проблем, которыми занимается социальная (культурная) антропология включает в себя:

  • возникновение и историческое развитие культуры, процессы распространения культуры из одних центров в другие;
  • изучение культуры как структурной и функциональной целостности, возникновение и функционирование социальных институтов, мифологии и коллективных представлений, механизмов социального контроля и усвоение культуры отдельным человеком, систем родства и общественного обмена (т. е. обмена различными типами деятельности);
  • исследование разума, мышления и языка в качестве продуктов культурной эволюции, форм коммуникации и общения, коммуникационных кодов культуры, роли языка в установлении форм и каналов коммуникаций и расчленении социальной и природной реальности, т. е. в создании картины мира – парадигмы мышления, которая и определяет индивидуальность и самобытность данной конкретной культуры.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)