Культура как объект управления

В наши дни менеджмент и его технологии проникают во все сферы жизнедеятельности человека. Управлять можно процессами производства не только в частной фирме, но в любом другом пред-приятии, организации, учреждении, действующем в рыночных условиях.

Причем своевременный менеджмент необходим и тем сферам, структурам, организациям, которые не преследуют коммерческие цели. В их число входит и сфера культуры, которая в нынешних условиях нуждается в грамотном использовании механизмов менеджмента. Причем в этом случае речь идет не о теоретическом понимании куль-туры, а практическом, или прикладном.

Толкование культуры можно понимать по-разному. И следует заметить, что большинство существующих представлений о культуре среди ученых, работников социокультурной сферы, творческих деятелей, обычных людей являются вполне обоснованными. Все дело в том, что говоря о культуре, следует придерживаться того «общего знаменателя» в ее интерпретации, которое будет уместным в той или иной ситуации.

Между тем разные способы интерпретации понятия «культура» тянутся еще с античного времени, когда и появился этот многогранный термин. Когда мы говорим, что культура – это все са-мое лучшее, благородное и прекрасное, чего добились люди в результате своего развития, то такое понимание культуры отсылает нас именно в Античность.

В таком случае управление и культура вряд ли совместимы, ведь холодный экономический расчет и проявление высших духовных ценностей (Добро или Истина) сложно совмещаются между собой. Может ли в таком случае культура быть объектом для управления?

В современной культурологии признается право на множество определений культуры. Так, например, культура понимается как си-стема смысловых или символических механизмов трансляции социального опыта человечества.

Между тем классическим определением культуры является то, которое сформулировал еще в 1871 году английский антрополог Эдуард Тайлор: культура – это комплекс, включающий знания, верования, мораль, обычаи, законы, ценности, усвоенный человеком в том или ином обществе. С помощью такого определения культуры фиксируются характерные черты общества, нации, конкретной группы.

«Культура (лат. cultura) – первоначально – возделанная почва, позднее – воспитание, образование, нравственное и интеллектуальное развитие (т.е. социальное «возделывание») человека <…> Гумани-тарная культурология склоняется к аксиологическому определению: культура – как набор ценностей (наиболее ценных достижений) человеческого Бытия.

Наиболее научно обоснованным нам представляется определение, принятое в этнологии: культура – это социальный опыт коллективного существования людей, накапливаемый и пере-дающийся из поколения поколению. Характерно, что это определение вписывается даже в постмодернисткий подход к культуре, как к тексту, принципиально противостоящий любым классическим определениям.

Культура – это совокупность текстов (вербальных и не-вербальных), фиксирующих исторический социальный опыт и т.п. <…> Обобщая, можно сказать, что культура – это система упорядоченности в мире вещей, организованных территорий, процессов и продуктов человеческой деятельности, организационных форм человеческой общности, межличностных и коллективных взаимоотношений, коммуникаций, человеческого сознания и поведения, созданная и поддерживаемая самими людьми»19.

Несмотря на универсальность подобных определений культуры, все же когда речь заходит об управлении, то эти определения требуют корректировки, а также акцента на институциональном характере культурных форм. Отсюда складывается непонимание между теоре-тиками культуры и практиками, работающими в сфере культуры.

Ведь культура – это еще и совокупность музеев, выставок, театральных по-становок, фольклорных праздников и многое другое. Поэтому в дан-ном случае требуется соответствующее, прикладное и более узкое определение культуры, которое было бы адекватно для применения принципов менеджмента.

В связи с этим культура может пониматься как определенная сфера жизнедеятельности общества, наряду с политикой, экономикой, образованием и т.д. Иными словами, сфера культуры представляет определенный срез общества, некий ресурс, механизм, позволяющий производить, сохранять, передавать с помощью институциональных форм особенности мировоззрения, ценностей, стереотипов, норм конкретного сообщества. Культурная сфера – это совокупность отраслей, предприятия которых производят услуги, необходимые для удовлетворения культурных потребностей человека.

Сфера культуры включает в себя:

‒ сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные, местные традиции, праздники и т.д.);

‒ художественное, эстетическое образование и детское творчество;

‒ искусство, творческую, концертную  деятельность;

  • организацию досуга и развлечений;
  • этнографические, фольклорные искусства и ремесла;
  • деятельность, которая обеспечивает развитие этого (экономика культуры, правовая деятельность в области культуры, финансирование и управление культурой, социальный маркетинг и т.д.).

Деятельность в культурной сфере осуществляется с помощью различных фирм – организаций, учреждений, предприятий различной ведомственной принадлежности (государственных, муниципальных, частных, общественных организаций) и формой собственности, а так-же частными лицами.

Между тем сфера культуры не только многообразна, но и обла-дает некоторыми особенностями, которые существенно отличают ее от прочих сфер жизнедеятельности. В частности, следует заметить, что производство и реализация услуг в сфере культуры связаны с выполнением социально важных функций культуры: образовательная, воспитательная, функция сохранения культурного наследия, духовное развитие общества и другие.

Выполнение этих функций имеет общественное значение, оно направлено на развитие, и прежде всего нравственное, моральное, духовное, наших детей, нашего города, нашего общества.

Среди многообразных функций, которые выполняют учреждения культуры, специалисты отмечают следующие два блока:

  • функции социокультурной самоорганизации (развитие интереса к многообразию культуры, духовное обогащение, преодоление национальной, конфессиональной, социально-политической отчужденности, развитие духовно-ценностного потенциала личности, развитие художественно-творческой активности, сохранение и развитие традиционных народных культур, исторической памяти);
  • функции социально-нормативные (интеграция и объединение людей, формирование социальных норм, развитие культуры общения, образование, воспитание, развитие социально-общественной активности, системы социально-ценностных ориентаций человека).

Вместе с тем сфера культурной деятельности в наши дни осуществляется в условиях рынка, что предполагает воздействие на этот процесс таких факторов, как потребительский спрос, маркетинговая среда, стратегия, миссия, оценка эффективности и пр.

И, наконец, реализация учреждениями культуры тех или иных культурных продуктов направлена на конкретного потребителя. Следовательно, и в сфере культуры необходимо все же учитывать мнения, запросы, предпочтения потребителя, что является ключевым основанием для динамичного развития отрасли культуры. Иными словами, культурная деятельность

  • современных условиях неотделима от следующих факторов:
  • сохранение и выполнение своей миссии (реализация конкретных культурных благ);
  • ориентация на потребителя (потребительский спрос, предпочтения);
  • учет законов и «правил игры» рыночной среды.

Ориентация учреждений культуры лишь на первый фактор при-водит в итоге к тому, что культурная деятельность сворачивается, залы пустеют, а финансовых поступлений постоянно не хватает. И не только маркетинг или фандрейзинг помогут в постсоветский период наладить хозяйственную деятельность учреждениям культуры, но и способность увидеть целевого потребителя, умение реализовать культурные блага людям разных взглядов, возрастов, уровня образования, этнических групп, туристов и т.д.

Опыт многих стран показывает, что духовное и коммерческое, культурное и экономическое не обязательно являются противоположными сторонами. Очень часто одно из них становится залогом успешного развития другого: экономические механизмы помогают реализовывать высшие духовные ценности, а культура задает бизнесу ориентиры для социальной ответственности.

Важно также обратить внимание на тот факт, что в современном мире сфера культуры – это не только место творчества, духовности или традиции, но это еще и мощный слой экономической деятельности, производящий определенные товары и услуги.

Действительно, начиная с 90-х годов, сфера культуры стала восприниматься обществом и властью некоторых стран как перспективная отрасль экономики, в рамках которой развиваются туризм, культурные индустрии (мода, шоу-бизнес), рекреативные практики и многое другое.

В настоящее время культура признается как важный ресурс любого региона, куда могут быть включены и памятники культуры, и региональные мифы, и праздничная культура, и центры современного искусства и многое другое. Эффективность использования этих ресурсов во многом связана как с богатством культурного насле-дия, так и с развитием технологий менеджмента и маркетинга.

Возрастающее количество проведенных учеными исследований подчеркивают тот факт, что культура есть не только следствие социально-экономического развития или политики, а решающее условие этого развития, его ценностный, ментальный и нормативный стержень. Кроме того, во многих странах мира культура демонстрирует не только качества катализатора экономических или политических измерений, но и собственную экономическую состоятельность, способность стать весьма прибыльной частью экономики.

Иными словами, сохранение и грамотное управление культурными ресурсами является гарантом успешного развития экономического российских регионов, реализации стратегических планов по интеграции городов в мировое культурно-туристическое пространство.

Между тем управление культурой понимается зачастую как управление досуговыми формами активности горожан. Тогда как культура города может быть рассмотрена в контексте ее потенциала для создания особой символической среды горожан, как пространство взаимодействия элементов культурного наследия и современной культуры, как выражение особого стиля (например, стиля Великого Новгорода как гармоничного синтеза средневековых и современных деталей).

При проведении адекватной культурной политики в российских регионах, культура города становится определенного рода интегратором, объединяющим горожан на основе единства исторической судьбы, общих ценностей, а также экономических интересов. Следует при этом подчеркнуть, что явно позитивная перспектива в этом отношении остается у тех регионов, которые обладают богатым культурно-историческим наследием, хранят драматические «следы» ушедших эпох, великих личностей. Поэтому сфера культуры в России не только испытывает трудности трансформационного периода, но и может по-лучить новый импульс своего развития.

В условиях рынка управление культурной деятельностью может рассматриваться в различных контекстах. При этом «управление культурной деятельностью – это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей». Управление может осуществляться в рамках конкретного учреждения культуры, а также может распространяться на организацию и координацию работы творческого коллектива.

Кроме того, управление культурой осуществляется и на самом высоком уровне – путем формирования и реализации культурной политики страны, региона, что предусматривает разработку принципов финансирования сферы культуры, нормативного обеспечения культур-ной деятельности.

Органы власти в сфере культуры в целом создают условия для развития культурной деятельности, задают общую страте-гию развития культуры в стране, регионе, муниципалитете

Управление осуществляется как руководителями, так и менеджерами. Причем должность менеджера культуры в наши дни становится все более востребованной в связи с большим влиянием рыночных законов на осуществление культурной деятельности.

Менеджер культуры играет немаловажную роль в организации, координации, регулировании, обеспечении ресурсами профессиональных, творческих учреждений культуры. Менеджер культуры выступает как организатор творческого процесса, способный обеспечить экономические, финансовые, правовые, технологические условия реализации культур-ных благ.

В целом менеджер осуществляет управленческий труд, основ-ной задачей которого является обеспечение ресурсами, осуществление координации, организации определенной деятельности.

От работы менеджера зависит выполнение целей и задач организации, от его компетенции и таланта – способность воздействовать на людей и на процессы создания, реализации, переработки производимой продукции.

Менеджеры устанавливают взаимодействие между отдельными действиями в организации, разрабатывают стратегии поведения организации на рынке и являются ключевым информационным звеном в коммуникационном пространстве организации, ее внутренних и внешних связях.

Однако сфера культуры представляет уникальную и неповторимую область деятельности, которая отличается как широким разнообразием связей с действительностью, так и сложностью взаимоотношений компонентов внутри организации, наличием художественно-творческого начала, что накладывает отпечаток на профессиональную компетентность менеджера культуры.

Требования к профессиональной компетентности работников организационно-управленческой деятельности в сфере культуры кардинально поменялись в постсоветский период.

«Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой ко все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму в социально-культурной сфере.

Если раньше специалист-профессионал в сфере культуры видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря, быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)