Концепция — общая теория развития психики

Психологические концепции исходят из общей теории развития психики, разработанной отечественными психологами. Эта теория преодолела обособление психического, присущего многим прошлым и настоящим теоретическим подходам к психике человека, путем включения его в контекст реальной жизни и деятельности человека.

Концепция развития психики у ребенка включает по меньшей мере три принципа развития психики. Одним из признаков и принципов развития психики ребенка, который входит в понятие развития по Л. С.Выготскому, является «…единство как постоянство всего процесса развития, внутренняя связь между прошедшей стадией развития и наступившим изменением…».

Детское развитие представляет собой сложный динамический процесс, который характеризуется периодичностью, диспропорцией в развитии отдельных психических функций. Оно идет не эволюционным путем, а путем революционных изменений, не плавно, а скачкообразно. «Детское развитие менее всего напоминает стереотипный, укрытый от внешних влияний, процесс; здесь в живом приспособлении к внешней среде совершается развитие и изменение ребенка».

Принцип взаимовлияния структуры и функции, который указывает на двустороннюю связь структуры психических процессов и их функций, структуры мозга и его функций. Этот принцип указывает на сложный путь развития ВПФ у детей, при котором происходят сложные взаимовлияния развивающихся ВПФ друг на друга и на созревание мозга, которое, в свою очередь, оказывает влияние на развитие ВПФ. Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев писали о связи структуры и функции и их взаимовлиянии. И. П. Павлов также писал о взаимовлиянии структуры и функции.

Он считал, что развитие идет от динамического к конструктивному, что раньше было динамическим, дальше делается конструктивным, потому что это одно и то же. Он считает, что разделение материи и функции условно и относительно и что если конструкция, структура влияет на функцию, то и функция влияет на структуру, изменяя ее.

«Для меня, — писал И. П. Павлов, — конструкция и динамика вовсе не представляются такой противоположностью, как это обыкновенно думают. Я это очень сливаю, прямо отождествляю, для меня почти нет разницы… Поэтому я и понимаю, что раньше было динамическим, дальше делается конструктивным, потому что это одно и то же… разделение материи и функции условно и относительно… и мне странно, когда кто-нибудь динамику строго противопоставляет конструкции».

Это положение тесно связано с принципом гетерохронности развития ВПФ и зон мозга, обеспечивающих их формирование и развитие, о чем мы подробно писали выше. Здесь лишь повторим, что формирование разных ВПФ — памяти и внимания, восприятия и речи и т. д. — происходит в разное время, т. е. на разных возрастных этапах развития психики ребенка.

Узнай цену работы

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)