Контексты образовательно-педагогического дискурса

Эффективность образовательно-педагогического дискурса, в том числе эффективность учебно-познавательной и педагогической деятельности, связана с ситуационным и экзистенциальным контекстами дискурсной практики. Ситуационный контекст образовательно-педагогического дискурса ограничен временем, закрепленным за учебным процессом, и местом, где происходит соответствующий процесс. Но образовательно-педагогические действия не сводятся только к ситуации взаимодействия учителя и ученика на занятии в учебной аудитории.

Социализация и инкультурация как базовые ориентиры образовательно-педагогического дискурса актуализируются не только вучебной аудитории и не только в строго отведенное для этого время. Образовательно-педагогический дискурс актуализируется там и тогда, где возникают интеракции «учитель – ученик» и происходит целенаправленная трансляция опыта. В этом отношении ситуационный контекст образовательно-педагогического дискурса непосредственно связан с его коммуникативным параметром, что более подробно будет рассмотрено далее.

Экзистенциальный контекст дискурса образования и воспитания выражается в том, что такие его эффекты, как понимание и интериоризация транслируемого опыта зависят от жизненного опыта, идентификационных особенностей и мироощущения адресатов. Чем более интенсивно ученики переживают содержание дискурса, чем более тесно транслируемый опыт связывается с их личным опытом, чем более полно ученики эмоционально включаются в учебно-воспитательный процесс, тем более эффективной является интериоризация передаваемых знаний, ценностей, образов.

Интересно
В конкретных условиях образовательно-педагогического общения это выражается в индивидуальном подходе к ученикам, интеллектуально-эмоциональном сопровождении каждого ученика, во взаимодействии педагога с семьей воспитуемого, в активном использовании техник, направленных на творческое развитие индивида.

Однако, наряду с индивидуально-субъективным действием образовательного дискурса, должна осуществляться такая цель, как производство социокультурного субъекта. В этом проявляется базовая проблема образовательно-педагогического дискурса-противоречие между актуализацией экзистенциальных характеристик индивида и конструированием типичного социокультурного опыта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)