Манипулятивный уровень педагогического общения

На данном уровне партнеры по общению (как минимум один из них) прибегают к различным уловкам и хитростям в целях получения определенной выгоды для себя. Коммуникативные действия манипуляторов очень разнообразны. Одни предпочитают быть агрессивными, враждебными или высокомерными. Используя жесткие методы воздействия, они сознательно создают неудобные условия для общения, в которых собеседник чувствует себя неуютно и проявляет покладистость, покорность, готовность подчиниться чужой воле.

Интересно
Другие демонстрируют дружеское расположение, готовность принять участие в решении проблем, стоящих перед партнером по общению. Таким образом, они добиваются своего за счет дружеских отношений и оказания услуг кому-то. Третьи сознательно прикидываются несчастными, больными, нуждающимися в помощи или опеке и столь искусно изображают беспомощность и зависимость от других лиц, что довольно удачно подчиняют окружающих своему влиянию.

Встречаются и те, кто умело сочетает различные манипулятивные приемы и ловко пускает их в ход в различных ситуациях. Перечисленные типы манипуляторов объединяет одно: благодаря манипуляциям, которые сродни обману, но требуют более тонкой игры, они вынуждают партнера по общению совершать выгодные им шаги. Считается, что практически каждый человек прибегает к манипуляциям в некоторых ситуациях своей жизни, чтобы добиться для себя того или иного блага. Э. Шостром в книге «Анти-Кар-неги, или Человек-манипулятор» выделяет четыре типа манипуляторов: активный, пассивный, соревнующийся и безразличный.

Активный манипулятор использует различные методы воздействия на партнера по общению. Он энергичен, инициативен. У него всегда есть вопросы и предложения к партнеру, есть варианты необходимых действий и решений. Он сам ищет и, как правило, находит возможности для встречи с ним в целях решения своих проблем.

Активный манипулятор максимально использует свое социальное положение: директора, начальника, учителя, попечителя, родителя, старшего по возрасту или званию. Философия активного манипулятора заключается в том, чтобы главенствовать и властвовать любой ценой, чтобы строить общение с партнером путем пристройки «сверху». Поэтому он довольно часто использует атрибуты авторитарного стиля воздействия: приказной тон, строгий голос, сердитый взгляд, категоричные высказывания, угрозы наказаний или других нежелательных для партнера последствий.

Активным манипулятором может быть не только взрослый человек, но и школьник или дошкольник, умело использующий активные методы воздействия на своих сверстников, учителей или родителей. Пассивный манипулятор – полная противоположность предыдущего типа. Он получает свой выигрыш не за счет энергичного давления на партнера и пристройки «сверху», а благодаря разыгрыванию пристройки «снизу», демонстрируя мнимую беспомощность, глупость и т. п., всем своим видом давая понять, какие сложные у него проблемы, как он несчастен, как бессилен в решении конкретной задачи или ситуации. Демонстрируя вялость, пессимизм и пассивность, он вызывает жалость к себе и стремление активного партнера (сверстника или взрослого) думать и работать за себя, а следовательно, на себя.

Соревнующийся манипулятор выбирает гибкую тактику взаимодействия со своими партнерами. Для него жизнь — это постоянный турнир, состоящий из серии побед и поражений. Себе он отводит роль бдительного бойца, внимательно изучающего сильные и слабые стороны партнеров по общению. И в зависимости от особенностей того или иного партнера он умело пускает в ход активные или, напротив, пассивные методы взаимодействия с ним.

Если партнер слаб, то соревнующийся манипулятор энергично использует активные методы воздействия на него, умело пристраивается «сверху». Если же партнер является сильным соперником, то в ход идут пассивные методы взаимодействия, используется пристройка «снизу». Главное — получить выигрыш и добиться желаемого результата, а средства достижения не имеют значения. Важно то, что активный манипулятор не опускается до примитивного уровня общения, его активные методы хоть и оказывают давление на партнера, но выглядят более корректно, чем у примитивного партнера.

Безразличный манипулятор всем своим видом показывает отсутствие интереса к происходящим событиям и окружающим людям, равнодушие к партнеру по общению и готовность с легкостью прервать диалог. На самом деле эта безучастность искусственная, напускная. И текущие события, и те, кто рядом, и конкретный собеседник далеко не безразличны ему. Манипулирование холодностью и отстраненностью имеет определенную цель – удержать партнера возле себя, заставить его поуговаривать себя, тем самым подчинить его себе.

Педагоги и родители также используют различные виды манипуляций в общении с детьми. Общаться с манипулятором довольно сложно. Ведь манипуляции и используются для того, чтобы переиграть партнера по общению и добиться получения своего выигрыша. Некоторые люди, понимая, что ими манипулируют, пытаются также прибегнуть к манипулированию. Однако это удается далеко не всем.

Ведь манипулятор сознательно затевает свои манипуляции, заранее рассчитывает определенные ходы. Его манипуляции выглядят естественно, действия логически связаны друг с другом и естественно вплетены в ткань разговора. А партнер, пытающийся экспромтом отвечать манипуляциями на действия манипулятора, как правило, к подобному не подготовлен ни психологически, ни логически, ни технологически. Поэтому если человек чувствует, что им начинают манипулировать, то лучше попытаться найти противоядие против манипулятора не через контригру, а через уход от его игры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)