Коммуникация как двусторонний процесс

Для того чтобы понять, как устроена коммуникация, надо рассмотреть еще один уровень. Он необходим для организации коммуникации как двустороннего процесса. Коммуникация – это не монолог, она не может быть организована только нормами логики (мышления). Ведь когда один человек говорит, рассуждает, доказывает и т. д., то объект, который возникает как результат этой организации, есть обязательно некоторое монополюсное движение.

А если рассуждают двое, и при этом они спорят, и каждый из них доказывает свое, что тогда происходит с логикой? Если оба претендуют на то, что рассуждение приведет к истинным результатам, но к разным. Они друг другу противоречат. Что происходит с нормами логики? Удивительная ситуация: один доказывает одно и говорит, что он прав, используется некоторыми нормами логики, и другой доказывает, что он прав, и тоже пользуется нормами, но другими, и тоже утверждает, что он придет к истинному результату. Это ситуация двуполюсности. Наличие другого как равноправного участника этой ситуации дискуссии, доказательства, рассуждения, опровержения принципиально меняет ситуацию (рис. 10).

Коммуникация как двусторонний процесс

Эта организация уже не языковая и не мыслительная, она связана с тем, что в ней есть два участника. И они равноправны. Это не значит, что в данной конкретной ситуации они равноправны. Данная конкретная ситуация спора может быть асимметричной. В этом смысле кто-то из них может быть прав, а может быть не прав, и через некоторое время это выяснится.

Но для того, чтобы появилась коммуникация, отличная от речи языка и рассуждения, как третья более сложная структура, необходимо признать равноправность другого. Следовательно, мыслительная организация нужна, но ее недостаточно, поскольку мыслительная организация – это организация монолога, а коммуникация – это всегда полилог. Это такая удивительная ситуация, в которой есть по крайней мере два равноправных участника, и оба правы.

Интересно
Можно ли в этом смысле рассматривать ситуацию взаимодействия учителя и ученика как коммуникацию? А бывает ли коммуникация? Например, при чтении платоновских «Диалогов» обнаруживается, что коммуникации в нашем понимании в них нет. Там есть «другой», но этот другой – пассивный. Ему объясняют, ему доказывают, он задает вопросы. Его подводят к правильной мысли. Называется это почему-то «Диалоги».

Но если внимательно вчитаться, там нет никаких диалогов. Там нет никаких споров. Там есть Сократ, который всегда прав, и это известно заранее, что он будет прав. Только на некоторых маленьких кусочках может показаться, что он отступает или признает основания и логику своего оппонента, когда он спорит с другим греческим философом. Но сама структура диалога устроена так, что Сократ всегда прав, и это в конце выясняется. И хоть они и называются «Диалоги», но по принципу – это монологи, где второй–только марионетка, которая позволяет подвести себя к правильному результату. Это называется «маевтика» (бабка повитуха, которая помогает рожать). И точно так же Сократ помогает другому прийти к правильному результату.

Поэтому первый вопрос, который стоит задать: «А бывает ли коммуникация?» То есть бывает ли такая симметричная ситуация, в которой есть два равноправных участника, и они действительно равноправны? Они не потому равноправны, что кто-то демократически сказал: «В общем-то они равноправны», а они действительно имеют такие основания, такую собственную логику, такой горизонт доказательства, которые делают их равными участниками спора.

Но дело не в том, бывает ли это, а в том, что есть некий третий уровень организации, необходимый для понимания феномена коммуникации в ее полноте. Не столь важно, что на деле обычно имеются редуцированные, упрощенные формы, как бы неполная коммуникация, коммуникация усеченная, упрощенная, сплюснутая, превращенная, например, в эти маевтические диалоги, или в диалоги в классной комнате, организованные для того, чтобы второй, явно не равноправный и явно не обеспеченный, пришел бы к некоторому результату. Но для того, чтобы строить диалог, нужно понимать, что коммуникация бывает, она случается, она возможна как такое удивительное состояние.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)