Конструктивные игры

Конструктивные игры являются наиболее сложным видом детской деятельности. В них ребенок не просто действует, но что-то еще и создает: новую технику, здания, мебель.

В конструктивных играх ребенок должен осмыслить назначение и взаимодействие предметов и их структурных звеньев.

Функционально конструктивные игры относятся к группе манипулятивных. Включаясь в создание предложенной или придуманной им самим конструкции, ребенок осваивает предметный мир, действия, функции, которые позволяют воссоздать то, что ребенок видит вокруг себя.

Если в сюжетных играх осмысливаются отношения между участниками, то в конструировании ребенок получает продукт своей деятельности. Конструктивная деятельность оказывает влияние на развитие умственных способностей, так как в процессе конструирования дошкольник учится соотносить размер, форму, свойства деталей, создавать внутренний образ будущей конструкции.

Выделяют три вида конструктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Первый является наиболее простым и называется «элементарный» – это конструирование по заданному или выбранному образцу. Ребенок видит образец будущей конструкции, следит за действиями взрослого, показывающего порядок действий, потом воспроизводит данный образец самостоятельно или с помощью взрослого. Данная деятельность чаще всего не требует умственного и творческого напряжения, лишь внимание, сосредоточенность и выполнение по предложенному алгоритму.

Интересно
Второй вид конструктивной игры – это конструирование по условиям. Взрослый выдвигает перед ребенком задачу, определяет общий результат работы и предупреждает о возможных сложностях в подборе деталей и способах соединения или представления конструкции.

Деятельность ребенка в данном виде игры более сложная, так как ему надо сначала представить (спрогнозировать) результат своей деятельности, потом его реализовать. Создавая свою модель, он учится действовать во внутреннем умственном плане, что способствует развитию познавательных функций: анализа, сравнения, классификации.

Следующий и последний вид конструктивной деятельности – это конструирование по замыслу

Данный тип игровой деятельности не ограничивает фантазию ребенка, позволяет ему использовать любой строительный материал. Ребенок стремится сделать такую конструкцию, чтобы она полностью соответствовала его замыслу или условиям сюжетно–ролевой игры, игры-драматизации. Конструирование по замыслу развивает творческие способности ребенка.

Все виды конструирования не являются этапами конструкторских действий по получению продукта деятельности. Использование видов конструированной игры зависит от задачи и предложенной или сложившейся ситуации. Но каждый вид конструкторской деятельности развивает разные способности (умственные, творческие, художественные).

Для данного вида деятельности детей имеются разнообразные наборы и конструкторы, соответствующие возрасту и ребячьей фантазии. Дети младшего возраста хорошо владеют крупными пластмассовыми кубиками различной формы. Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать наборы с большим количеством деталей, которые соединяются различными способами, в том числе с помощью инструментов.

Строительные игры близки к сюжетно-ролевым, так как используются ребенком в определенном контексте. Строительные игры связаны с миром человеческих отношений, в которых сооружения и механизмы, созданные человеком, выполняют определенную функцию взаимодействия людей. Строительные игры отражают профессиональную деятельность взрослых и выступают для ребенка в качестве трудовой деятельности.

Конструкторско-строительная деятельность формирует у детей сознание созидателя, преобразователя действительности

Сюжетно-ролевые игры дошкольников.

Выделяют следующие принципы сюжетно-ролевой игры:

  1. Соблюдение правил. Осваивая роль взрослого, ребенок копирует поведение, усваивая, таким образом, нравственные нормы.
  2. Социальный мотив игры заключается в потребности ребенка участвовать в жизни взрослых и попытке разобраться во взрослых отношениях.
  3. Эмоциональное развитие связано с игровыми переживаниями, в процессе которых формируется его эмоциональный мир.
  4. Развитие интеллекта дошкольника происходит в процессе формирования целенаправленности мышления и воображения через интерес, перспективу игры, игровое творчество, обогащение сюжета.
  5. Развитие воображения и творчества связаны с импровизацией, появлением в игре новых идей, воображаемых предметов, игрушек.
  6. Развитие речи происходит при создании образа, передачи мыслей и чувств персонажа, необходимости согласовать свои действия.

Игры, созданные самими детьми, – это творческие или сюжетно-ролевые игры в которых воспроизводится все то, что ребята видят вокруг себя и в жизни взрослых, где начинают чувствовать себя членами коллектива, справедливо оценивать действия и поступки свои и своих товарищей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)