Моделирование игровых ситуаций в культурно досуговых программах

Хорошо, когда организатору досугового мероприятия удается затеять игру, созвучную теме проводимого мероприятия. Аудитория в такое игровое действие включается обычно более охотно, непосредственно – ведь они уже внутренне подготовлены к тому, чтобы воспринять предлагаемую игровую ситуацию.

Но большинство игр, особенно подвижных, существуют как будто сами по себе, вне зависимости от какой-либо темы.

Как приспособить игру к теме? Этого можно добиться, создавая новую игру, но на основе старой и известной. Условия ее, в принципе, остаются прежними, хотя в правила могут быть внесены изменения, если того требует замысел. И после того, как будут готовы соответствующие выступления, развивающие тему, и реквизит, если он необходим, после всех приготовлений можно начинать.

Возьмем такой известный всем конкурс, как «Обойди предметы». Конкурс заключается в следующем: на расстоянии одного метра друг от друга, в шахматном порядке расставляются любые предметы. Участнику завязывают глаза и предлагают обойти расставленные предметы, не задев их. Этот конкурс доступен для любой аудитории. Он привлекает своей видимой простотой и при этом достаточно легко завоевывает внимание аудитории. Рассмотрим варианты этого конкурса.

Итак, возьмем Новогодний бал. Для реквизита мы выберем елочки. 7 маленьких елочек расставим без определенного порядка на расстоянии 1 метра друг от друга. Участнику предлагается надеть детские лыжи, затем ему завязывают глаза и предлагают обойти эти елочки на лыжах, не задев их.

Вариант этого же конкурса в любой другой развлекательно-игровой программе содержит такой реквизит: вазочка, тарелка, кегли, бутылка.

Ведущий обращается к аудитории с просьбой дать ему ручные часы для проведения интереснейшего конкурса. Подготовленный реквизит и часы ведущий раскладывает на игровой площадке в случайном порядке на расстоянии 1 метра друг от друга. Все, конечно, заметили, что реквизит требует бережного, осторожного отношения к себе.

Участнику завязывают глаза, а в это время помощник очень тихо убирает весь реквизит с игрового поля. По команде ведущего участник начинает обходить предлагаемые предметы. Присутствующие стараются якобы помочь ему, подсказывая и предостерегая его.

Это выглядит очень забавно для всех присутствующих и в итоге развеселит самого участника, когда ему развяжут глаза

Третий вариант этого конкурса.

На игровой площадке расставляют 7 кеглей. Участнику на голову можно положить яблоко или поставить стакан с водой. Ведущий завязывает участнику глаза и предлагает обойти кегли.

Таким образом, мы разобрали некоторые варианты подвижных конкурсов.

Теперь рассмотрим интеллектуальный конкурс «На заданную букву». Возможные варианты:

  • кто больше назовет городов на заданную букву;
  • собрать букет на заданную букву;
  • набрать полную корзину продуктов на заданную букву;
  • описать человека на заданную букву;
  • кто больше назовет имен на заданную букву;
  • ведущий задает вопросы, а участники должны ответить на них словами на заданную букву;
  • составить рассказ из 20 слов на заданную букву;
  • кто больше назовет выдающихся личностей на заданную букву;
  • кто больше назовет произведений на заданную букву;
  • кто больше назовет песен на заданную букву;
  • кто больше назовет актеров на заданную букву;
  • кто больше назовет елочных игрушек на заданную букву;
  • кто больше назовет композиторов на заданную букву;
  • назвать детали для автомашин на заданную букву;
  • кто больше вспомнит песен, начинающихся на заданную букву;
  • кто больше назовет лекарственных трав на заданную букву.

Этот конкурс можно составить для любой тематической развлекательно-игровой программы.

Все конкурсы мы делим на интеллектуальные и подвижные, которые ставят общие задачи: «Кто вперед» или «Кто больше»?

Для интеллектуальных конкурсов к данным вопросам мы подставляем глаголы с интеллектуальным смыслом, например: кто вперед назовет, отгадает, составит, запомнит, решит и т. д.; кто больше назовет, отгадает, составит, запомнит, решит и т. д. Затем мы выбираем тему, которая может быть из области литературы, музыки, искусства, экологии, географии, биологии, техники, медицины и т. д.

По содержанию выбранной темы составляются конкурсы:

  1. Кто вперед составит кроссворд из 8 вопросов.
  2. Кто вперед решит головоломку.
  3. Кто больше назовет рек России.
  4. Кто больше назовет песен композитора А. Пахмутовой и др.

Для подвижных конкурсов к вопросам мы подставляем глаголы, связанные с движением, например: кто быстрее поймает, пробежит, соберет, возьмет, пришьет и т. д.; кто больше поймает, пробежит, соберет, возьмет, пришьет и т. д.:

  1. Кто быстрее пробежит дистанцию.
  2. Кто быстрее соберет предметы.
  3. Кто больше съест яблок.
  4. Кто больше принесет надутых шариков.

Интеллектуальные и подвижные конкурсы можно проводить при ограниченном промежутке времени:

  1. Кто больше вспомнит пословиц за одну минуту.
  2. Кто больше соберет звездочек за одну минуту.

Особую быстроту приобретают подвижные конкурсы, иногда их проводят с завязанными глазами:

  1. Кто больше соберет в корзину «грибочков» с завязанными глазами.
  2. Кто вперед с завязанными глазами найдет игрушку.

Вышесказанное можно представить в виде схемы.

Моделирование игровых ситуаций в культурно досуговых программах

Современный уровень образования предъявляет новые требования к специалистам в области игровых технологий.

Эффективность учебно-воспитательной работы зависит не только от учета возрастных особенностей участников, но и от творческой инициативы, исследовательских навыков, нестандартного мышления организаторов, владения ими компетенций в области моделирования игр и конкурсно-игровых программ.

Моделирование досуговых программ – это методически последовательное, целесообразное структурно-содержательное построение, обеспечивающие логические и гармонические внутренние связи всех компонентов конкретной программы: темы, идеи, проблемы, формы, содержания, выразительных средств, жанровых и стилевых особенностей. Если удается построит модель, она позволяет решить проблему.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)