Коммуникация в контексте социальной психологии

Теория коммуникации во многом опирается на знания из социальной психологии, с точки зрения которой коммуникация является одной из трех сторон процесса общения (рис. 6).

Коммуникация в контексте социальной психологии

Коммуникативная сторона общения – коммуникация в узком смысле – обмен информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона – организация взаимодействия между общающимися индивидами – обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона – процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон проявляется в условиях непосредственного контакта между людьми и не существует изолированно от двух других сторон общения. Это наглядно подтверждается приведенным выше примером коммуникативной ситуации из книги М. Твена. Социальная психология традиционно исследовала общение как внешнее поведение, описывая данное явление с формально-количественной точки зрения. Но с развитием деятельностного подхода общение стали рассматривать как особый вид деятельности – коммуникативную деятельность.

М.И. Лисина обращает внимание на то, что понимание общения как деятельности выдвигает для исследователя на передний план его содержательную сторону и ставит в центр внимания анализ потребностно-мотивационных аспектов общения. Понимание общения как особого вида деятельности требует выделения основных структурных компонентов коммуникативной деятельности. Приведем их краткую характеристику. Предмет общения – другой человек, партнер по общению как субъект.

Потребность в общении – стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий тоже становится объектом познания и отношения других участников общения.

Коммуникативные мотивы – то, ради чего предпринимается общение. Если предметом общения является другой человек, то мотивы общения воплощаются, «опредмечиваются» (А.Н. Леонтьев) в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

Действие общения (коммуникативное действие) – единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения – инициативные акты и ответные действия. Задачи общения – цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения. Продукты общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. Это прежде всего тот «общий результат», в котором заинтересованы участники общения, а также их взаимоотношения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)