Коммуникативный аспект общения

В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контак­та. Эту проблему не следует сводить только к умениям и навыкам ком­муникативного поведения и к использованию средств общения. Глав­ное в успехе контактов заключается в восприятии партнерами друг друга.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика партнеров посредством органов чувств.

В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмо­циональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность.

Реакции приятия—неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, которые свидетельствуют о том, нравимся мы друг другу или нет.

Обоюдные или односторонние реакции отвержения мо­гут выражаться скольжением взгляда, отдергиванием руки при пожа­тии, отворачиванием тела, отгораживающими жестами, «кислой миной», суетливостью, избеганием и т. д.

И наоборот, мы обращаемся к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается анфас, от­вечает с бодрой и веселой интонацией и т. п.

На стадии возникновения контакта заметная роль принадлежит внешней привлекательности человека, благодаря которой он приобре­тает особый, более высокий, коммуникативный потенциал. Поэтому люди, как правило, ревниво относятся к своему внешнему облику и уде­ляют ему много внимания.

Существует некий собирательный образ представителя профессии, региона (москвичи и петербуржцы), этноса, и это часто определяет наше отношение к человеку.

Субъективная оценка партнеров по внешнему облику происходит по шкале «нравится — не нравится». Если человек нам нравится, он легче вступает с нами в контакт, если нет, ему приходится преодолевать наше отрицательное эмоционально-эстетическое отношение к его внешнему облику.

На этом пути ему необходимо продемонстрировать другие, столь же ценные для достоинства своей личности, качества.

Это могут быть как привлекательные психологические качества (ум, доброта, отзывчи­вость и многие другие), так и деловые качества, социальный статус, ко­торые проявляются в различных формах невербального и вербального поведения.

В них выражаются все стороны человеческой привлекатель­ности, предопределяющие обаятельность личности.

Обаяние — это нечто большее, чем физическая привлекательность. Человек может быть красив, но холоден, необаятелен.

Это не просто доброта, которая бывает навязчивой или «хуже воровства», и не фана­тическая увлеченность своим делом, и не высокомерное проявление значительного социального статуса личности.

Обаяние — это скорее таинственный дар достигать психологического расположения окружа­ющих, быть притягательным, очаровательным, вызывающим безотчет­ное положительное отношение. Обаяние исходит от человека.

Оно — в искрящихся глазах, в сияющей улыбке, в мягких жестах и ласковой интонации, в юморе и в то же время в оправданных ожиданиях партне­ра. Обаятельный человек говорит именно то, что мы хотим услышать.

Это тот, кто вызывает ответное эмоционально-психологическое отно­шение, являющееся необходимой предпосылкой обратной связи.

Обратная связь как процесс взаимонаправленных ответных дей­ствий служит поддержанию контакта. Однако ее наличие не всегда сви­детельствует о прочности и психологической глубине общения. Так, при фактическом общении обратная связь носит чисто внешний демон­страционный характер.

Партнер поддакивает своему собеседнику, не вникая в то, что ему говорят. Он всего лишь демонстрирует процесс слушания, оставаясь психологически безучастным к содержанию и смыслу разговора. Это свидетельствует об отсутствии или спаде инте­реса к говорящему, его проблемам, о психологической разобщенности.

Такой контакт непрочен. Исчезновение психологической взаимности приводит к тому, что говорящий начинает утрачивать нормальную ин­тонацию, повышать голос, убыстрять речь, проявлять агрессивность и другие нарушения коммуникативного поведения.

Психологическая общность партнеров укрепляет их контакты и приводит к развитию вза­имосвязи и вместе с тем к преобразованию их личных отношений в сто­рону осознания группового единства.

В процесс поддержания взаимо­связи включаются новые опосредованные и технические средства коммуникации, которые образуют инфраструктурные коммуникатив­ные сети.

Внутригрупповые контакты приобретают характер социаль­ного взаимодействия в различных формах информационно-коммуни­кативной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)