Колокольный звон и хоровое пение

Основа музыкальной традиции православия. Колокола к нам пришли с Запада. Даже выражение «малиновый звон», которое кажется нам сегодня таким русским, таким родным, имеет западное происхождение. Малиновым звоном славились на Руси колокола, привезенные из бельгийского города Мехлина, который по-французски зовется Малин.

С VIII века в Церковном Уставе упоминается о четырех способах колокольного звона: благовест (мерные удары, призывающие к службе), перезвон (в праздники удары во все колокола по очереди), заупокойный звон (одновременные удары в один или два колокола), трезвон (звонят сразу во все колокола по большим праздникам).

Но самым совершенным инструментом на Руси считался человеческий голос. Хоровое унисонное пение, господствовавшее в русской православной традиции вплоть до XVII века, рассматривалось как своего рода духовная школа для человека, который, подстраивая свой голос к звучанию хора, учится гармонической согласованности своего духовного мира с духовным миром других людей, со всем мирозданием.

Музыкальная часть богослужения, так же как и всё в храме, имеет не столько эстетическое значение, сколько свой духовный смысл, помогающий глубже понять существо православной веры.

Многие песнопения в православном храме выполняют ту же роль, что и храмовые росписи, – служат “Библией для неграмотных”. Вплоть до XVIII века была принята одноголосная манера пения, именуемая знаменным распевом, – от древнерусского слова знамена – то есть знаки (их называют еще крюки) – надстрочные пометки над словами песнопения. Они заменяли нотацию в те времена, когда на Руси не известна была нотная грамота. Мелодика знаменного распева сурового аскетичного характера порой соединяла в себе черты былины и духовного стиха. Большую роль в развитии русской музыки сыграл Новгород, где впервые рождается стройное многоголосие в церковном звона, перешедшая затем в практику других городов.

Интересно
Русская музыка своими образами и ладовыми принципами связана с древней песенной культурой славян. В период раннего музыкального Средневековья (X–XV века) основной музыкальной формой в народном пении была былина, где большую роль играла героико-патриотическая тематика. В Киевской Руси еще не обнаруживалось противоречия двух культур – народной и церковной. Скоморохи и сказители являлись непременными участниками пиров и празднеств.

А в XV–XVII веках гонение на скоморохов достигало кульминации. Они для церкви – представители дьявола, а их инструменты, сжигавшиеся на кострах, назывались бесовскими. Такое преследование инструментальной музыки смело ростки русского музыкального инструментализма вплоть до его возрождения в XVIII веке в иной исторической обстановке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)