Кинематограф и телевидение

Особенностью культуры ХХ века является расширение ее сфер воздействия на людей через средства массовой коммуникации. Их значение в современной культуре трудно переоценить. Кино и телевидение объединяют в себе две если не противоречивые, то, во всяком случае, различные стихии. С одной стороны, это одно из средств массовой информации, стоящее в том же ряду, что и пресса, радио, документальное кино. С другой – несомненно кино и телевидение – это виды искусства, такие же как театр, музыка, архитектура, живопись.

Но сущность кино и телевидения заключается в том, что в этих средствах информации искусство занимает если не основное, то достаточно внушительное место. Чисто информационные кино и телевидение в современных условиях просто невозможны: сам общественный смысл их для миллионов зрителей предполагает синтез обоих начал. Правильнее было бы сказать иначе: кино и телевидение – это виды искусства, функционирующие в системе массовой коммуникации.

Кино – дитя ХХ века. Появился этот вид искусства благодаря целому ряду научных открытий конца XIX века, что позволило братьям Люмьер в 1895 году создать систему движущейся фотографии, проецируемой на экран. Это и было рождением кинематографа.

От других видов искусств кинематограф отличается рядом свойств:

  • в нём синтезируются эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства, музыки;
  • главным выразительным средством кино является фотографическая природа изображения, позволяющая с предельной достоверностью воссоздать любую картину действительности,
  • кино передает динамику времени. Оперируя им как средством выразительности, оно способно передать стремительную смену событий в их
    внутренней логике,
  • это продукт коллективного творчества.

В создании кино участвуют большие коллективы творческих работников: драматург, артисты, операторы, художники, композитор и многие другие. Руководит коллективом постановщиков фильма режиссер. Он определяет, истолковывает и реализует замысел драматического произведения. Образ в кино временной, имеющий свой метроритм. Он определяется не только творческим актерским поведением, но и монтажом, который раскрывает эмоциональное содержание эпизода.

“Медленный” монтаж способен передать впечатление спокойного наблюдателя и раскрыть события, протекающие плавно. “Быстрый” монтаж передает высокую степень нервной напряженности наблюдателя и бурное течение событий.

Кинокамера способна фиксировать и творчески перерабатывать жизненные картины. Разнообразиеформ движения камеры, ракурса съемки практически безгранично. В этом кроются богатые художественные возможности кино. Например, эмоциональная выразительность сцены смерти Бориса в фильме “Летят журавли” М. Каталозова достигается благодаря тому, что хоровод берез, вращаясь на экране, передает последнее впечатление падающего солдата.

Киноискусство подразделяется на 4 основных вида:

  • Художественный (игровой) кинематограф. Он воплощает средствами исполнительского творчества замысел драматического произведения;
  • Документальный. Является особым видом образной публицистики. Основан по преимуществу на непосредственной фиксации реальной действительности;
  • Мультипликация. Одушевляет графические или кукольные персонажи. Это условный вид киноискусства на основе метафор, очеловечивания мира растений, животных, вещей;
  • Научно-популярный кинематограф. Использует средства всех трехжанров для популяризации научных знаний.

В ХХ веке киноискусство прочно вошло в сокровищницу мировой цивилизации. Вершинами кино стали произведения С. Эйзенштейна, Ч. Чаплина, Ф. Феллини, М. Антониони, Л. Висконти, Ф. Трюффо, И. Бергмана, А. Куросавы, А. Тарковского и других. Как определить телевидение как вид искусства? Кино на дому? Тип журналистики? Новый вид искусства? Что это – новинка техники или эстетики? Безусловно, телевидение сегодня не только средство массовой видеоинформации, но и новый вид искусства. По своей массовости телевидение сегодня обогнало кино.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)